Четверг, 25 апреля, 2024
КультураНовости

“Туманные картины” в век прогресса или Фантомас для наших бабушек

Бешеный прогресс начала ХХ века отразился в нашей Вятке не только появлением паровоза, автомобиля и аэроплана, но и появлением первого кинотеатра. Который – в век пара и электричества конечно же, был назван “Прогрессом”.

kolizey "Туманные картины" в век прогресса или Фантомас для наших бабушек

18 июля 1908 года в Вятке открылся первый кинотеатр.

Бешеный прогресс начала ХХ века отразился  в нашей Вятке не только появлением паровоза, автомобиля и аэроплана, но и появлением первого кинотеатра. Который – в век пара и электричества, в век огромных дирижаблей и летающих «этажерок» «Фарман» и «Блерио», в век тарахтящих «Фордов» модели «Т» и шикарных лимузинов «Руссо-Балт» – конечно же, был назван «Прогрессом».

«Туманные картины» за реальные деньги

Еще в 1865-м году в Вятке состоялось «первое оптико-атиоскопическое представление, сопровождаемое объяснениями по геологии, геогностике и астрологии». Но скорее всего это было не кино, а нечто вроде показа слайдов.

Однако через пару лет заезжий гастролер вновь удивил местную публику показом «движущихся туманных картин». Об этом писали «Губернские ведомости» 14 мая 1897 года: « В Вятку привезли недавно кинематограф, который установлен в большом павильоне детского сада. Показывание его предполагалось в понедельник, но по случаю дождливой погоды оказалось мало желающих посмотреть этот интересный прибор».

Кстати, загадочные «туманные картины» демонстрировались не на экране, а на клубах дыма. Следующее десятилетие в городе довольствовались редкими гастрольными демонстрациями «живой фотографии», «аниматографа Лепейса», «биоскопа В.С.Кржетинского» и даже театра «Электро-биограф». Можно полагать, что половина из них были явными шарлатанами, не имеющими к синематографу ни малейшего отношения… Однако вятская публика деньги платила.

Даешь «Прогресс»!

И, наконец, в 1908 году, 18 июля (эта дата и считается официальным юбилеем), в летнем помещении Александровского сада открылся первый постоянный вятский кинотеатр «Прогресс». Пресса сообщала, что «первый кинотеатр представлял из себя тесовый сарай на столбах под железной крышей примерно 10Х20 м, поэтому на его строительство не потребовалось много времени»… Сеансы в этом «Прогрессе» шли до 10 сентября, когда в связи с переездом летнего клуба вятского общественного собрания в зимнее помещение сад перестал освещаться и посещаемость упала»… Но уже 21 сентября сеансы возобновились в «зимнем» здании «Прогресса», в доме купца Дьяконова на Московской улице. Но и это был временный, на три года, вариант. И вот уже только в 1911 году состоялось открытие зимнего сезона в новом здании, выстроенном новыми владельцами «Прогресса» на улице Никитской (Володарского), в квартале между Московской и Преображенской. И работал там первый вятский кинотеатр без малого …полвека. Имел свои взлеты и падения. Вначале – восторги прессы: «Вчера состоялось открытие кинематографа «Прогресс» в новом, красивом, стильном, прекрасно обставленном здании, специально построенным для этих целей. Зало рассчитано на 350 мест. Высокий потолок, вентиляция. Много места на наклонном полу. Дирекция приобрела новый аппарат «Патэ №3» с противопожарным предохранением «Моле». Большой экран 6Х4,5 аршина дает соответствующее увеличение картине». Для хранения верхнего платья публики «был приглашен швейцар с «залогом», работал чайно-фруктовый буфет, который сдавался в аренду опытному буфетчику.

Но… Прогресс неумолим, и наш «Прогресс» старел. В начале второй войны его, как и все вятские кинотеатры, закрыли и сделали …конюшней. Потом открыли вновь. Таким вот «Прогресс» военной поры запомнил писатель Евгений Мильчаков: «Приземистый, деревянный, непропорционально длинный. Полное отсутствие элементарного благоустройства, не говоря о каком-то уюте. В обиходе его называли еще «Караван-сарай». Ходил с мальчишками туда во время войны несколько раз, сбегая с уроков. Контролерши, перевязанные платками, в телогрейках и валенках. (Киношку не топили, обогревали только кассу и кинопроекторскую). В зале и фойе, как на улице, только без ветра. Пар изо рта. Картины крутили там почему-то грустные, такие же, как и сама обстановка в помещении.

И вот, 17 сентября 1955 года в «Прогрессе» прошел последний сеанс… А наутро открылась «Победа». Кстати, по сведениям краеведа А.Маркова, «Победа» планировалась как новое здание «Прогресса», и «родное» название должно было сохраниться, так как «победой» назывался лишь проект типового кинотеатра. Но было 10-летие конца войны, и приняли другое решение…

Старый «Прогресс» несколько лет до сноса стоял заколоченным. По словам очевидцев, в фойе была роспись: портреты Сталина и Берии и под ними лозунг: «И засуху – победим». После ареста Берии его портрет закрасили.

Искусство и конкуренция

Но давайте вернемся во времена юности синематографа. Сразу же после открытия «Прогресса» у него появились конкуренты. В том же прогрессивном 1908 году вятский губернатор разрешил мещанке Филипповой открыть новый театр-кинематограф буквально за углом от «Прогресса» – в доме купца Рязанцева на Преображенской (там сегодня хрущовка с «Блинной»). Театр назвали «Модерн», просуществовал он недолго, был продан владелицей, в 1911-м переименован в «Миньон», а в начале 1912 года закрыт.

Опять же в 1908-м на углу Спасской и Николаевской, в доме Мещанского собрания (сейчас – дом напротив «Кардаковского», где отделы старого универмага), но втором этаже открылся «Иллюзион». Владельцу Павлову крупно не повезло – 2 ноября в кинотеатре случился пожар, сгорела вся аппаратура и обивка стен. (Не мудрено: пленка горела, как порох, а помещения освещались керосиновыми лампами).

И когда 23 ноября зал открылся после ремонта, то через несколько дней снова сгорел. Фирма этого не перенесла, и 2 февраля 1909 года «Иллюзион» был закрыт.

Вскоре, 13 ноября 1910 года напротив «Модерна», через Преображенскую улицу (можно представить негодование первопроходцев!) открылся «Одеон». Крах «Модерна» был предрешен, так как «Одеон» был признан лучшим в городе кинотеатром.

А еще в Вятке работал летний кинотеатр  «Современный», который базировался в детском саду. (В 1915-м сад назвали «Аполло»)…

И, наконец, в 1910-м году группа предпринимателей приступила к постройке нового грандиозного здания кинотеатра. Это был «Колизей», в то время второй по величине кинотеатр во всей России! Даже освещение в нем было от собственной электростанции с нефтяным двигателем. 10 августа 1913 «Колизей» был открыт, и верой и правдой служил вятской публике до наших дней (с редкими месяцами закрытия во времена двух мировых войн). К концу «жизни» деревянный «ветеран» уже стоял на подпорках! Только 1 января 1978 года на входе появилась вывеска: «Колизей» закрыт на слом». А последним фильмом был «Без вины виноватые».

Евгений Мильчаков, из книги «Киношки»: «Самым любимым был “Колизей”. Вход в вестибюль – через сени с двойными дверями – это чтобы зимой не выпускать тепло из помещения. Два кассовых окошечка, буфетчик с газводой и комнатка администратора. На стенах – картины. Стандартный набор копий: “Утро в сосновом бору”, “Три богатыря”, “На распутье”, “Аленушка”. Копии были аляповатыми. Чувствовалось серийное производство для провинциальных столовых, фойе кинотеатров, залов ожидания и других общественных мест. В ту пору (1936 – 1938 годы) перед сеансом на эстраде выступал только начавший входить в моду джаз-оркестр. Кроме оркестра выступали заезжие артисты и самодеятельные коллективы. Эти пятнадцатиминутные выступления привлекали зрителей, и за билетами в “Колизей” всегда была очередь. За последним рядом стульев так называемого амфитеатра был широкий проход, за которым – подиум, деревянный барьер и еще четыре ряда стульев. В театре этот отсек назывался бы ложами. Над ними на деревянных колоннах балкон. Во время войны в “Колизей” (в 1941 – 1942 годах он не работал) ходили редко. Контролеры были строгие, и наши попытки прорваться или уговорить их натыкались на глухое непонимание.

«Кошмар студента» и прочий репертуар

Что же смотрели наши вятские прадеды и прабабки на заре развития нового искусства? Могу огорчить нынешних борцов за нравственность, которые не устают повторять, что «сегодня кино заполонили кровь, насилие и секс, а вот раньше…». Совсем «раньше» тоже …было. В Вятке шли «крутые триллеры» типа «Эволюция человеческой жестокости от Каина». Была и «клубничка»: «в четверг 25 сентября, после сеансов и антракта будет демонстрироваться отделение картин исключительно парижского жанра за особую плату, в виду страшной дороговизны картин этого жанра. Учащимся и несовершеннолетним … билеты проданы не будут». Названия картин были интригующими – «Слишком хорошенькая горничная», «Девичий пансион» или «за чертой благоразумия». Однако всей «парижской эротикой» чаще всего становился показ обнаженной щиколотки невесты в белом чулке, либо девушка, шнурующая ботинок. Но и это вызывало протесты общественности, вплоть до снятия картин с показа. А полиция запрещала показ остросоциальных фильмов, как, например, «Голод в России в 1911 году». В основном же смотрели легкие комедии («Как избавится от тещи») или слезоточивые драмы, вроде «Невинно казненного», «Кошмара студента» или «Дочери Ниагары». На показе драмы «Жертвы алкоголизма» «некоторые даже плакали»… Как сегодня, обожали сериалы – «Фантомас», «Моисей», «Сонька – Золотая ручка».

Сеансы продолжались 2 часа и состояли из 3-4 отделений с 5-минутными антрактами для перезарядки кинопроекционного аппарата. Поначалу в сеанс включалось до 10 картин (2-3 драмы, 3-4 комедии, пара видовых фильмов… С 1910 года стала демонстрироваться кинохроника. Кстати, ввиду несовершенства оперативной кинохроники исторические события подменялись хроникой «постановочной», которая порой снималась еще до …события! Как, например, фильма «Коронация Эдуарда Y11», где короля играл приказчик из мясной лавки, а королеву – парижская прачка.

Вот еще одна вятская особенность: во времена немых фильмов музыку в зале чаще играли не традиционные таперы на раздолбанных пианино, а приглашенные струнные оркестры…

Прогресс после “Прогресса”

А потом… Потом был “Броненосец Потемкин” с раскрашенным красным флагом. И началось новое кино. Но об этом – в следующей “серии”.

Яндекс.Метрика