Воскресенье, 3 марта, 2024
НовостиЭкономика

Деньги на ремонт

В 2014 году во всех платежках жителей Кировской области появится строка “Капитальный ремонт”.

rem11 Деньги на ремонт

В 2014 году во всех платежках
жителей Кировской области появится строка «Капитальный ремонт».

В следующем году собственники
помещений в многоквартирных домах нашего региона будут обязаны платить ежемесячные
взносы на капремонт общего имущества. Минимальный размер взносов еще не
установлен. Сейчас члены рабочей группы обсуждают этот вопрос и разрабатывают
региональную программу капитального ремонта. О том, какие изменения были
внесены в Жилищный кодекс и какие дома могут быть отремонтированы в рамках
программы, рассказал глава департамента ЖКХ Кировской области Леонид Князькин.

– Леонид Иванович, почему возникла необходимость в
формировании системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных
домах?

– С начала девяностых годов вопросам
постоянного, планового ремонта жилья не уделялось должного внимания, жилье
ветшало и приходило в негодность. В 2007 году по поручению президента России Владимира
Путина была создана государственная корпорация «Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства», которая с 2008 года активно включилась в
решение вопросов капитального ремонта многоквартирных домов и переселения
граждан из аварийного жилищного фонда. В Кировской области по программам фонда с
2008-го по 2012 год был произведен капитальный ремонт отдельных конструктивных
элементов в 3327 многоквартирных домах общей площадью около 6,5 млн. кв. метров.
На это было затрачено около 2,5 млрд. рублей, из которых основная часть средств
– около 95% – направлена из фонда и местных бюджетов. В результате произведенных
ремонтов улучшили условия проживания 303 тысячи человек, то есть почти каждый четвертый
житель области.

 

– На чью долю пришлись остальные 5% средств?

– Это деньги собственников
жилья, их добровольные платы за капитальный ремонт общедомового имущества
многоквартирного дома. Такой механизм был введен Жилищным кодексом Российской
Федерации в 2005 году. Но, к сожалению, оказалось, что большинство
собственников в многоквартирных домах не ассоциируют свое право на
собственность с обязанностью заниматься вопросами капитального ремонта общего
имущества. В 2008 году, когда начали разворачиваться программы госкорпорации,
предлагавшие 95% средств выделить из фонда и муниципального бюджета, и лишь 5%
софинансировать собственникам, даже на таких условиях владельцы квартир отказывались
принимать участие в программах.

Но та огромная информационная
работа, которая была проведена Фондом ЖКХ, правительством области, органами
местного самоуправления, дала определенный результат. Собственники стали
активнее принимать участие в этой работе, когда начали появляться первые «живые»
примеры такого сотрудничества: работы по капитальному ремонту кровель,
инженерных коммуникаций, фасадов.

Тогда жители области
убедились, что, выделив лишь 5% от общих расходов, можно получить, к примеру,
новую крышу. И процесс включения в заявки на получение средств из госкорпорации
активизировался. И если ранее население уговаривали участвовать в программах
капитального ремонта, то уже в 2010 году от Кировской области в фонд были
направлены заявки на общую сумму ремонтов почти в 1 миллиард рублей. Проблема
отсутствия заявок решилась, но финансовых лимитов фонда стало не хватать.

 

– Каким образом было решено изыскать недостающие
финансы?

– Первоначально
планировалось, что Фонд ЖКХ будет функционировать до 1 января 2012 года. Но
работа корпорации была признана успешной и ее деятельность продлили до 2018
года. Вместе с тем объемы финансовой поддержки из федерального бюджета начали
сокращаться, и всем субъектам РФ было предложено начать создавать свои,
региональные, системы капитального ремонта многоквартирных домов.

В 2012 году на территории
Кировской области был создан аналог такой системы в виде областной целевой
программы. По ней средства областного и местных бюджетов на капитальный ремонт
жилья выделяются на конкурсной основе. Наша область и еще несколько регионов получили
положительную оценку федеральных властей, но этот процесс, к сожалению, не
охватил все без исключения субъекты РФ. Большинство регионов продолжили
работать только по программам Фонда ЖКХ. Хотя нужно понимать, что ветшание
жилищного фонда – процесс постоянный. Только системное решение вопроса
капитального ремонта, а не разовые вливания из федерального бюджета, позволит
решить эту проблему и выйти на плановый, регулярный ремонт многоквартирных
домов.

С этой целью в России были приняты
федеральные законы №270-ФЗ и №271-ФЗ. Они вводят для всех субъектов РФ систему
обязательного участия собственников жилья в многоквартирных домах в работах по
капитальному ремонту. Теперь жители многоквартирных домов не в добровольном,
как было раньше, а в обязательном порядке должны перечислять средства для их
аккумулирования и дальнейшего направления на капитальный ремонт жилья.

 

– Какие задачи поставило перед собой правительство области
в 2013 году?

– С нынешнего года перед
Фондом содействия реформированию ЖКХ и всеми органами власти поставлена задача
ликвидировать весь аварийный жилищный фонд. На эти мероприятия предусмотрены
существенные средства из федерального бюджета – 1,6 млрд. рублей. С учетом тех
средств, которые будут привлечены из областного и местных бюджетов, это
позволит переселить жителей из аварийного жилья (около 90 тыс. кв. метров), а
это более пяти тысяч человек.

 

– Есть какие-то гарантии, что средства федерального
бюджета поступят к нам в полном объеме?

– Выделение федеральных
средств из госкорпорации напрямую зависит от введения на территории области
системы капитального ремонта многоквартирных домов. С целью ее внедрения на
территории области была создана рабочая группа, в которую вошел широкий круг
заинтересованных лиц: представители органов исполнительной власти, Законодательного
собрания, органов местного самоуправления, Общественной палаты Кировской
области, регионального отделения профсоюза работников жизнеобеспечения, союза
организаций, управляющих недвижимостью Кировской области.

Промежуточным итогом работы
группы стало принятие ряда нормативно-правовых актов. Основную роль среди них играют
два закона Кировской области от 2 июля 2013 года №298-ЗО и №299-ЗО. Ими,
согласно методическим рекомендациям Фонда ЖКХ и Минрегионразвития РФ, устанавливаются
правовые основы функционирования некоммерческой организации «Фонд капитального
ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» и вопросы
формирования и реализации региональной программы капитального ремонта общего
имущества многоквартирных домов.

 

– Какие здания будут включены в эту программу?

– Необходимо понимать, что
жилищный фонд делится на две категории: индивидуально определенные здания (жилые
дома) и многоквартирные дома. Если индивидуальных домов в Кировской области около
157 тысяч, а их общая площадь – около 7,7 млн. кв. метров, то многоквартирных
домов в области почти 69,5 тысячи, и их общая площадь – 22,8 млн. кв. метров.
По индивидуальным домам вопрос капитального ремонта остается без изменений: его
проводит тот, кто является собственником дома.

Что касается многоквартирных
домов, здесь есть разделение. Если в доме нет мест общего пользования
(подъездов) и жители попадают на земельный участок напрямую, то такие дома не учитываются
в предлагаемой системе капитального ремонта общего имущества многоквартирных
домов. Они попадают под категорию так называемых домов «блокированной»
застройки. По последним статистическим данным, таких домов около 57 тысяч, а их
общая площадь – около 5,7 млн. кв. метров. Оставшиеся многоквартирные дома – а это
около 17,3 млн. кв. метров, или 12 тысяч зданий – будут участвовать в системе
накопительных взносов.

Получается, что около 44% жилищного
фонда области не будет принимать участия в системе капитального ремонта общего
имущества многоквартирных домов. На них распространятся действующие положения
Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации, то есть работы по
капитальному ремонту таких зданий собственники будут осуществлять
самостоятельно.

 

– Леонид Иванович, предусмотрены ли какие-то льготы по
уплате взносов на капитальный ремонт?

– Да, собственники
многоквартирных домов, в отличие от жителей индивидуальных и «блокированных»
домов, вправе получать субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Они будут выделяться, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг в структуре расходов семьи превышают 22%. В таком случае граждане вправе
обратиться за предоставлением субсидии, которая рассчитывается исходя из
стоимости всех коммунальных услуг. После введения дополнительного платежа – за
капитальный ремонт – в такой расчет будут включаться и взносы на капитальный
ремонт, то есть размер субсидий возрастет.

Но такой порядок платежей не
распространяется на юридических лиц. Собственники нежилых помещений в
многоквартирных домах также будут обязаны осуществлять отчисления на
капитальный ремонт общего имущества дома.

 

– Как вы сказали, правовые основы для старта
региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных
домов уже установлены. Когда она начнет действовать?

– До 13 октября лица,
осуществляющие управление многоквартирными домами, и органы местного
самоуправления должны были подготовить всю необходимую информацию для формирования
региональной программы. Теперь в течение 45 дней формируется проект
региональной программы, который будет внесен на утверждение правительства
Кировской области и принят до 1 января. Через четыре месяца с момента ее
утверждения у собственников помещений всех многоквартирных домов, указанных в
программе, наступает обязательство оплачивать взносы на капитальный ремонт
общедомового имущества.

 

– Каковы суммы взносов, которые должны будут
уплачивать собственники многоквартирных домов?

– В настоящий момент
минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в
многоквартирном доме не установлен. Предполагается, что данный вопрос будет
рассмотрен на очередном заседании Законодательного собрания Кировской области в
октябре текущего года. До этого момента минимальный размер взноса на
капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории
области будет обсуждаться членами созданной рабочей группы.

 

– Размеры взносов на капремонт в каждом регионе России
разные. Будут ли они учитываться при утверждении окончательной цифры для нашей
области?

– Опыт работы других
субъектов Российской Федерации по данному вопросу показывает, что минимальный
размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
устанавливается на уровне федерального стандарта стоимости капитального ремонта
жилого помещения на 1 кв. м
в месяц. В 2014 году этот показатель составляет 6 рублей 90 копеек. В
Белгородской области, к примеру, региональная программа капитального ремонта уже
утверждена, и в нынешнем году минимальный размер взноса установлен в размере
7,4 рубля за кв. метр в месяц. Там накопление средств на капитальный ремонт жилья
уже началось.

Вообще говоря, система
накопления средств на капитальный ремонт многоквартирных домов не нова для многих
республик и областей. Ярославская, Новосибирская, Ульяновская, Свердловская,
Владимирская области, республики Татарстан, Башкортостан, Приморский край работали
в данном направлении и до 2013 года. Все средства, собранные с собственников жилья,
направлялись на капитальный ремонт.

 

– Леонид Иванович, как вы думаете, все ли жители
области позитивно воспримут данные изменения?

– Конечно, предлагаемая система
накоплений средств на капитальный ремонт общедомового имущества может вызывать
ряд вопросов. Но цель, которая стоит перед законодателями, достаточно ясна: не
допустить дальнейшего обветшания и разрушения жилищного фонда.

Мы гарантируем, что все средства,
собранные на капитальный ремонт, будут находиться под особым контролем. Под
гарантии областного бюджета они будут направляться на ремонт общего имущества многоквартирного
дома, от состояния которого напрямую зависит качество получаемых гражданами
коммунальных услуг. А значит, в перспективе это позволит уменьшить текущие
платежи граждан за коммунальные услуги и снизить потери ресурсов в доме. Отказ
от принятия системы накоплений средств на капитальный ремонт может привести к дальнейшему
усугублению ситуации с ремонтом жилищного фонда и закроет для области доступ к федеральной
финансовой поддержке на переселение собственников аварийного жилья.

В повестке видеоконференции – капитальный ремонт
многоквартирных домов

На минувшей неделе департамент
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области провел видеоконференцию с
главами администраций муниципальных районов и городских округов, заместителями
глав по вопросам жизнеобеспечения, представителями администраций муниципальных
образований (в т.ч. городских и сельских поселений), ответственных за вопросы
ЖКХ, представителями управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК.

На видеоконференции
рассматривались вопросы капитального ремонта многоквартирных домов в рамках
областных адресных программ. Также шла речь о сборе информации о
многоквартирных домах лицами, осуществляющими управление МКД, органами местного
самоуправления в рамках исполнения закона «О реализации отдельных положений
Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения
капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской
области».

Сейчас в регионе реализуются
две основные отраслевые программы. В рамках программы «Капитальный ремонт
многоквартирных домов на территории Кировской области» на 2013 год, с использованием
средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ запланирован капитальный
ремонт 164 многоквартирных домов, расположенных в одиннадцати муниципальных
образованиях, на общую сумму 160,5 млн. рублей (из них 84,6 млн. рублей –
средства Фонда, 51,5 млн. рублей – средства местных бюджетов, 24,4 млн. рублей
– средства собственников помещений в многоквартирных домах). В результате
жилищные условия улучшат 12 тысяч человек. Все ремонтные работы планируется
завершить к 1 ноября.

В рамках «Комплексной
программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской
области» на 2012-2015 годы запланирован капитальный ремонт 146 многоквартирных
домов на общую сумму 84,3 млн. рублей (из них средства областного бюджета –
43,3 млн. рублей, средства местных бюджетов – 18,7 млн. рублей, средства
собственников помещений – 22,3 млн. рублей).

Яндекс.Метрика