Понедельник, 26 февраля, 2024
НовостиЭкономика

Финансы взывают к эффективности

В последние годы в Кировской области идет процесс реформирования общественных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.

kov1 Финансы взывают к эффективности


В последние  годы
в Кировской области идет процесс реформирования общественных финансов, основной
целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.

Новым этапом этого процесса
станет Программа повышения эффективности управления государственными финансами
Кировской области до 2018 года, принятая областным правительством на
декабрьском заседании. Ее представила глава областного департамента финансов
Елена Ковалева.

Дела минувших дней

В недавнем прошлом серьезные
преобразования в бюджетной сфере Кировской области были проведены благодаря
Программе реформирования системы управления общественными финансами,
реализованной в 2005-2006 годах. В последующие годы работа по совершенствованию
бюджетного процесса в области была продолжена. При этом каждый из прошедших
этапов бюджетной реформы становился базой для последующих преобразований.

С 2011 года в регионе реализуется
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на
2011-2013 годы. Преобразования позволили повысить качество управления
средствами областного бюджета. В частности, был осуществлен переход от годового
к среднесрочному финансовому планированию: с 2012 года областной бюджет
утверждается на трехлетний срок. С 2013 года принимается «программный» бюджет,
то есть расходы областного бюджета формируются в рамках государственных
программ Кировской области, перечень которых утвержден распоряжением областного
правительства. Создана система управления объемами и качеством государственных
услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета.

По словам Елены Ковалевой, итоги
исполнения консолидированного бюджета области по поступлению налоговых и
неналоговых доходов за 2012 год свидетельствуют о повышении качества прогнозирования
показателей социально-экономического развития, а соответственно и собственных
доходов.

Проведено поэтапное
сокращение доли субсидии на выравнивание обеспеченности в объеме средств,
предоставляемом из областного бюджета бюджетам муниципальных образований
области на выравнивание бюджетной обеспеченности. При формировании областного
бюджета учтено снижение этой доли на 2013 год по сравнению с долей 2012 года (с
0,49 до 0,42). Достигнуто сокращение величины разрыва уровня расчетной
бюджетной обеспеченности муниципальных образований области с 4,0 до 1,8 в
бюджете 2013 года.

– Мы ведем работу по
совершенствованию правового положения областных государственных учреждений, –
сообщила глава департамента финансов. – Для контроля финансово-хозяйственной
деятельности осуществляется ежеквартальный мониторинг результатов деятельности
областных государственных бюджетных и автономных учреждений. Проводится
конкурсное распределение принимаемых расходных обязательств Кировской области,
учитываемых при составлении проекта областного бюджета. Ежеквартально дается
оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных
образованиях области. Оценивается эффективность использования субсидий,
предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам в рамках областных
целевых программ. Кроме того, мы контролируем соблюдение норматива формирования
расходов на содержание органов государственной власти области и расходование
бюджетных средств на всех стадиях осуществления государственных закупок, проводим
мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными
распорядителями бюджетных средств, и ведем постоянную работу по автоматизации
бюджетного процесса.

 

При наличии отсутствия…

В то же время некоторые мероприятия
не были полностью реализованы и не дали ожидаемого эффекта.

– Нам не удалось увязать на
практике стратегическое планирование с бюджетным планированием, – заявила глава
департамента финансов. – В регионе недостаточно активно внедряются способы
оптимизации бюджетных расходов, отсутствуют действенные методы оценки
деятельности государственных учреждений и эффективности использования ими
бюджетных средств. Необходимо принять дополнительные меры к повышению
эффективности распределения бюджетных средств, к обоснованию принятия новых и
увеличению действующих расходных обязательств.

Характерной чертой бюджетной
политики на современном этапе является повышение эффективности и
результативности бюджетных расходов. В этом направлении необходимо повысить
эффективность государственного управления, обеспечить выполнение расходных
обязательств в полном объеме и решить приоритетные задачи социально-экономического
развития области в условиях ограниченности ресурсов.

Программа повышения
эффективности управления государственными финансами Кировской области до 2018
года разработана для обеспечения системности таких преобразований, а также для реализации
бюджетного послания губернатора на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016
годов. Она стала продолжением работы, проводимой в рамках Программы повышения
эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011-2013 годы. Главными
инструментами решения проблем, стоящих перед финансовой системой области,
остаются повышение прозрачности бюджетного процесса и совершенствование финансового
контроля, что также нашло отражение в новой программе.

– Цель программы – повышение
качества жизни населения области за счет создания условий для обеспечения
граждан доступными и качественными государственными услугами (работами), –
подчеркнула Елена Ковалева. – Исходя из текущей экономической ситуации и задач,
озвученных президентом и правительством РФ, достижение поставленной цели будет
осуществляться по нескольким направлениям. Среди них – обеспечение сбалансированности
и устойчивости областного бюджета, приоритизация бюджетных расходов, повышение
качества и доступности предоставляемых государственных услуг (выполняемых
работ), повышение эффективности расходования бюджетных средств, усиление
«программной» ориентированности областного бюджета,

оптимизация бюджетных
расходов, усиление стимулирующей роли межбюджетных отношений и усиление роли
финансового контроля в управлении бюджетным процессом.

 

Система должна устоять

Глава департамента финансов
заверила, что задачи социально-экономического развития области будут решаться в
условиях, призванных обеспечить долгосрочную сбалансированность областного
бюджета и минимизацию бюджетных рисков.

– Необходимым условием
достижения целей социально-экономического развития области является
долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, – заметила
она. – Эффективная и ответственная бюджетная политика является важнейшей
предпосылкой для улучшения качества жизни населения.

Стратегия социально-экономического
развития Кировской области на период до 2020 года ставит главной стратегической
целью повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского
федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и
модернизации социальной сферы. Достижение этой цели может быть обеспечено при
наличии благоприятных условий для жизни населения, а также эффективной
деятельности органов исполнительной власти области, что требует обоснованной
оценки ресурсного потенциала области в достижении поставленной цели.

Модель постоянного роста
бюджетных расходов, особенно учитывая принятие решений об увеличении «длящихся»
социальных обязательств, исчерпала свои возможности. В сложившейся ситуации
принятие финансово необеспеченных решений, какими бы полезными они ни были,
приведет к потере устойчивости областного бюджета и недоверию к финансовой
политике, проводимой в регионе.

– Для обеспечения
долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости областного бюджета
необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти области ради
усовершенствования действующей системы социально-экономического и бюджетного
планирования, – считает Елена Ковалева. – Разработка бюджетной стратегии,
определяющей долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной
частями областного бюджета, управления государственным долгом области и в сфере
межбюджетных отношений, является важным направлением повышения эффективности бюджетных
расходов.

При этом показатели бюджетной
стратегии, прогноза и стратегии социально-экономического развития области
должны быть взаимоувязаны. В результате этого будут увязаны также показатели
стратегического и бюджетного планирования в долгосрочной и среднесрочной
перспективе, повысится обоснованность принимаемых стратегических решений с
точки зрения требуемых бюджетных и иных связанных с ними ресурсов, а стратегические
ориентиры развития области будут четко определять приоритетные направления
расходования бюджетных средств.

Яндекс.Метрика