Воскресенье, 25 февраля, 2024
НовостиЭкономика

Напряженный, но реалистичный бюджет

Проект закона об областном бюджете на 2014-й и плановый период 2015-2016 гг. рассмотрен региональным правительством.

AAAAgub Напряженный, но реалистичный бюджет

Проект
закона об областном бюджете на 2014-й и
плановый период 2015-2016 гг. рассмотрен
региональным правительством.

Напомним,
1 октября проект закона прошел
процедуру общественных
слушаний
. Сейчас
наступил очередной этап утверждения
бюджета. Нынче документ приняли в
правительстве, а 31 октября его рассмотрят
на пленарном заседании Законодательного
собрания.

Когда
доходы падают

В основу
главного финансового документа региона
легли цели и задачи, сформулированные
в послании губернатора Законодательному
собранию, показатели прогноза
социально-экономического развития
области на плановый период и государственные
программы. Заместитель председателя
правительства области, глава департамента
финансов Елена Ковалева проинформировала
об основных параметрах бюджета на
очередной финансовый год и плановый
период до 2016 года. Так, доходы бюджета
в 2014 году составят 39,7 млрд. рублей, в
2015-м – 43,5 млрд. рублей, в 2016-м – 45,5 млрд.
рублей. Бюджет 2014 года так же, как и
нынешний, будет напряженным, но
реалистичным. В связи с общеэкономическими
процессами снизятся как собственные
доходы, так и объем дотаций, субсидий и
субвенций из федерального бюджета.

Наиболее
значимых доходных источников в 2014 году
несколько. Так, ожидается, что в виде
налога на прибыль в следующем году в
бюджет поступит 6,4 млрд. рублей, что на
340 миллионов больше, чем в текущем году.
Налог на доход физических лиц пополнит
областной бюджет на 9,7 млрд. рублей.
Прогноз поступления акцизов от местных
производителей составляет 1,3 млрд.
рублей – в основном за счет увеличения
акцизных ставок. Налог, взимаемый в
связи с применением упрощенной системы
налогообложения, в будущем году будет
полностью поступать в районные бюджеты.
Его плановое значение составляет 1,6
млрд. рублей. Поступление налога на
имущество организаций снизится по
сравнению с ожидаемым значением на 4% и
составит около 1,8 млрд. рублей.

– Это
связано в основном с особенностями
порядка уплаты налога. Вы знаете, что с
2012 года мы отменили льготы по налогу на
имущество, предоставляемые органам
государственной власти и местного
самоуправления. Кроме того, в этом году
уплата налога осуществлялась и по
декларациям прошлого года. Все это
объясняет снижение планируемых
показателей, – пояснила Елена Васильевна.

Состав
доходных источников, формирующих
региональный дорожный фонд, не изменился.
Его общий объем в 2014 году запланирован
в сумме 3,8 млрд. рублей (на 6,3% ниже, чем
в текущем году, и на 10% ниже ранее
запланированного). Это связано с передачей
10% доходов от акцизов на нефтепродукты
в муниципальные дорожные фонды. По
планам, эти акцизы принесут в бюджет
2,8 млрд. рублей, а транспортный налог –
968 млн. рублей.

Лидерам
поддержка не нужна

В
условиях снижения объема собственных
доходов бюджета у области остается лишь
один путь – сделать упор на взимание
недоимки по налоговым платежам.

– В
будущем году реально взыскать почти
350 млн. рублей. Это около 67% от общего
размера недоимки, – сообщила Елена
Ковалева.

Общий
объем неналоговых доходов на 2014 год
также спланирован ниже ранее ожидаемого
и составит около 1 млрд. рублей. Таким
образом, в бюджет области в следующем
году поступит 25,8 млрд. рублей собственных
доходов. Это на 10% выше, чем в текущем
году, однако меньше плановых показателей
на 247 млн. рублей.

В проекте
бюджета учтено более 13 млрд. рублей
дотаций, субсидий и субвенций, в том
числе из средств федерального Фонда
содействия реформированию ЖКХ. Однако
финансовая помощь из федерального
бюджета на выравнивание бюджетной
обеспеченности уменьшится на 1 млрд.
рублей (14%). Причина проста: Кировская
область продемонстрировала высокие
темпы развития, поэтому теперь часть
федеральных средств перераспределят
более «проблемным» регионам.

– Методика
распределения дотаций из федерального
бюджета изменилась. В данной ситуации
быстрые темпы роста отдельных показателей
областной экономики сыграли с нами злую
шутку, – сказала Елена Ковалева.

По ее
словам, чтобы выполнить напряженный
план по формированию доходной части
бюджета, потребуется усилить работу по
мобилизации и наращиванию доходов,
улучшению их администрирования. Это
станет приоритетным направлением
работы.

«Сэкономить»
на чиновниках

Несмотря
на сложный бюджет и жесткие условия
изыскания резервов его пополнения,
объем социальных расходов не только не
снизится, но и увеличится по сравнению
с текущим годом на 620 млн. рублей. Отчасти
это делается за счет введения режима
экономии, прежде всего, при планировании
расходов на управление. Так, затраты на
содержание органов государственной
власти в будущем году окажутся ниже
норматива, установленного Минфином РФ.
Благодаря этому будет «сэкономлено»
340 млн. рублей.

На
реализацию государственных программ
социальной сферы предусмотрено 27,6 млрд.
рублей, или 62% всех бюджетных расходов.
В плановом периоде эти затраты составят
более 30 млрд. рублей ежегодно.

Приоритетным
направлением в отношении бюджетных
расходов стала реализация указа
Президента РФ о поэтапном повышении
заработной платы отдельных категорий
работников бюджетной сферы, доведение
ее до уровня, установленного «дорожными
картами». Так, в 2014 году будут повышены
заработные платы педагогов школ, детских
садов, учреждений для детей-сирот,
педагогических работников детских
домов, преподавателей и мастеров
производственного обучения учреждений
среднего профессионального образования,
педагогов дополнительного образования.
Повышение зарплат также ожидает
социальных работников, отдельных
категорий работников сферы здравоохранения
и основной персонал учреждений культуры.

Все
расходы – на социальные нужды

Одним
из приоритетных направлений социальной
политики останется образование. В
будущем году бюджетные расходы на одного
учащегося составят 47 тыс. рублей, в конце
планового периода – уже 51 тыс. рублей.
Свыше 300 млн. рублей в 2014 году будет
направлено на организацию отдыха и
оздоровления детей и молодежи, и ежегодно
эти расходы будут возрастать.

– Кроме
того, бюджетные инвестиции будут
направлены на строительство двух
муниципальных школ в Нагорском и
Орловском районах, продолжение
реконструкции здания Просницкого лицея
в Кирово-Чепецком районе, строительство
трех детских садов в районах области и
реконструкцию здания средней школы в
поселке Вахруши, – сообщила Елена
Ковалева.

В сфере
здравоохранения в бюджете предусмотрены
средства на обеспечение мер социальной
поддержки отдельных категорий граждан
на лекарственное обеспечение, компенсацию
расходов, связанных с переездом к месту
лечения и обратно, за сдачу крови и т.п.
Расходы на одного жителя области в сфере
здравоохранения к концу планового
периода достигнут 6 тыс. рублей.

Кроме
того, большая часть расходов направлена
на обеспечение социальных гарантий и
соцобслуживание женщин и детей, людей
пожилого возраста, ветеранов, инвалидов
и других категорий граждан, нуждающихся
в особой поддержке государства. В бюджете
на 2014 год предусмотрены расходы на 99
видов пособий, компенсаций и социальных
выплат, которые получат более 680 тысяч
человек. Более 1,2 млрд. рублей в будущем
году будет израсходовано на реализацию
комплекса мер по поддержке семей с
детьми, охрану материнства и детства.

Из
девяти госпрограмм, направленных на
поддержку отраслей экономики, наибольший
объем средств будет направлен на три
подпрограммы: развития АПК, транспортной
системы, коммунальной и жилищной
инфраструктуры. Так, на поддержку села
ежегодно запланировано направлять
свыше 3 млрд. рублей. На капитальный
ремонт жилого фонда и на переселение
граждан из аварийного жилья с учетом
средств Фонда содействия реформированию
ЖКХ в 2014 году будет направлено 833 млн.
рублей.

«Бюджетный»
консерватизм

Межбюджетные
трансферты из областного бюджета органам
местного самоуправления на предстоящий
год составят 15,5 млрд. рублей. Из них 2,6
млрд. рублей – дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности. Кроме того,
предусмотрено выделение 26 видов субсидий
на сумму 32 млрд. рублей. Методики
распределения этих средств планируется
утвердить до конца текущего года. Также
будет продолжена практика стимулирования
муниципальных образований, применяющих
механизмы самообложения (на эти цели
запланировано 11 млн. рублей), софинансирование
проектов в рамках ППМИ (ежегодно около
200 млн. рублей) и поддержку проектов в
сфере внутреннего туризма (8 млн. рублей).
Кроме того, впервые в 2014 году муниципалитетам
будут предоставлены гранты на улучшение
демографической ситуации (30 млн. рублей).

– Бюджет
на 2014 год и плановый период очень сложный.
В рамках ограниченных ресурсов далеко
не все расходы удалось включить в бюджет.
Для качественного исполнения
представленного бюджета области
предстоит проводить консервативную
финансовую политику, – подытожила Елена
Ковалева.

Яндекс.Метрика