Четверг, 18 апреля, 2024
Интервью

Акционеры Машзавода «1 Мая»: «Давайте мыслить принципиально и компетентно»

Вот уже почти два года одной из проблемных точек экономики Кировской области является ОАО «Кировский машзавод 1 Мая». В итоге в январе 2016 года здесь была введена процедура внешнего управления. С тех пор каждый из основных кредиторов пытался посадить на заводе удобного для себя внешнего управляющего и поиметь от этого выгоду.

Надежды на изменение ситуации появились весной 2016 года, когда основным акционером и кредитором стало ООО «АС Пром», о котором было известно лишь то, что оно зарегистрировано в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Титановая долина». Данный факт говорит о том, что «АС Пром» – не случайная компания, так как в ОЭЗ регистрируются только те фирмы, которые прошли проверку в Минэкономике РФ и доказали свою платежеспособность, а также актуальность предложенного к реализации проекта.

Тем не менее к новому – 2017 году акционерам не удалось реализовать программу по выводу завода из банкротного состояния. Более того, произошла очередная смена внешнего управляющего, и политику стал определять новый кредитор – ОАО «Завод «Сельмаш», который выкупил долг машзавода у Сбербанка.

Эти обстоятельства повлекли за собой полное непонимание в обществе: куда же движется легендарная кировская «Машинка»? Тем более, что основной акционер завода до этого ни разу публично не высказывал своих взглядов на ситуацию с КМЗ.
Сегодня мы предлагаем вам эксклюзивное интервью с советником Генерального директора по внешним связям ООО «АС Пром» Александром Мосуновым.

– Александр Иванович, вопросов так много, что не знаешь с чего и начать… Только за последние пару недель все обсуждали обвалившуюся крышу одного из цехов, решение арбитражного суда о том, что активы КМЗ остаются на месте, обыски следователей в кабинете главбуха завода… Вы как-то можете это прокомментировать?

– Все это – звенья одной цепи, то есть тех проблем, которые навалились в последние пару лет на ОАО «Кировский машзавод 1 Мая».

Вообще-то данные факты и для СМИ, и для общества, и главное – для региональных властей должны комментировать внешний управляющий КМЗ Сергей Татаринов, а также пожелавший стать исполнительным директором завода на полставки Александр Чурин – он же директор ОАО «Завод «Сельмаш». Они ведь зачем-то пришли на предприятие, уверили всех, что наведут здесь порядок и так далее? Но говорить и делать – разные вещи.

– Давайте поподробнее остановимся на некоторых вопросах. Арбитражный суд отказал внешнему управляющему и кредитору в лице ОАО «Завод «Сельмаш» в выводе активов КМЗ на какое-либо новое юрлицо, как это было в свое время с тем же «Сельмашем». И что теперь?

– Это был один из главных аргументов Александра Чурина, когда он убеждал региональное правительство в том, что быстро сможет реанимировать производство, если вывести активы ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» на иное предприятие. Но это тупиковый вариант, который разрушит не только завод, но и одну из российских производственных отраслей в части тяжелого машиностроения. И мы всегда говорили, что основной собственник и кредитор завода – ООО «АС Пром» не допустит подобного развития событий.

Кстати, данное решение арбитража не остановило господ Татаринова и Чурина, они пытаются искать лазейки в законодательстве, чтобы вывести хоть часть активов, и для этого не гнушаются фальсификаций документальной базы акционеров. Но, повторюсь, все их потуги тщетны. Мы сохраним ОАО «Кировский машзавод 1 Мая».

– Вы с руководством «АС Пром» давно сотрудничаете?

– Достаточно давно. Работали и в Азербайджане, и в Грузии, и в России.

– А помимо этого вы можете что-то еще рассказать о директоре ООО «АС Пром» господине Патракове вятскому сообществу?

– Пожалуйста, но, разумеется, без частностей. Андрей Владимирович родился и вырос на Урале, служил на флоте, активно занимался боксом. Если говорить о профессиональной и общественной деятельности, то стоит отметить, что он – Почетный профессор Мичуринского государственного аграрного Университета, Советник губернатора Тамбовской области по вопросам Азербайджана.

Более двадцати лет – успешный топ-менеджер крупных российских и зарубежных компаний. Участвовал в проектировании, управлении и модернизации предприятий различных отраслей – химической, металлургической, пищевой, легкой, а также промышленного освоения сельскохозяйственных регионов разных стран. Много строил – заводы, инфраструктуру, жилье. Особо подчеркну то, что он разработчик и руководитель строительства уникального многоцелевого жилого комплекса «Дирси» в Тбилиси, являющегося крупнейшим строительным проектом не только в Грузии, но и Южного Кавказа в целом. Об этом надо говорить отдельно, так как в России подобные экономические, а главное – технологические модели практически не применяются, а в Москве только процентов на 10-15 в градостроении.

– Кстати, об Азербайджане и стройках… Осенью прошлого года была информация, что «АС Пром» представляет азербайджанские интересы компании «АС Групп Инвестмент», что вместо КМЗ собираются построить элитный жилой комплекс и прочее.

– Мы тогда не прореагировали на вброс этой лжи, так как думали, что серьезные руководители Вятки и без того правду знают. Но кое-кто все же начал использовать эти подметные письма против нас. Мне также известно, что и компания «АС Групп Инвестмент» рассылала в разные инстанции заявления о том, что в России порочится их доброе имя.

– То есть «АС Пром» и «АС Групп Инвестмент» никак не связаны?

– Никак. Хотя в прошлом лично Андрей Владимирович Патраков несколько лет проработал с этой компанией по целому ряду крупных зарубежных проектов. Более того, «АС Групп Инвестмент» когда-то намеревалась, но так и не стала заниматься инвестициями в строительство жилого комплекса в Нижнем Тагиле Свердловской области. Опережая ваш возможный следующий вопрос, отвечу, что другая наша фирма – «АС Строительная компания» от возведения жилого комплекса в Тагиле не отказывается, просто всему свое время. Там очень серьезный проект, не один дом предстоит построить… Но в этом году начнем.

– Понятно, вместо машзавода основной акционер не планирует создавать жилой комплекс. Но вопросы остаются, так как про «АС Пром» мало что известно, а тем более про ваши планы на вятской земле… Каковы ваши реальные намерения?

– Сразу скажу, чтобы вы и другие люди понимали: смена основного акционера на любом крупном российском предприятии – процесс сложный. Даже если кто-то спрячется в офшорах или за подставными лицами, компетентные органы раскроют данные схемы. И компания «АС Пром», и ее руководитель – не исключение. И если бы что-то нашли противозаконное в наших действиях, если бы сюда пришла фирма – пустышка и никому не известные люди, то вы бы об этом уже все знали. Так что нашим оппонентам нечего предъявить кроме лжи.

А свои планы руководство «АС Пром», как основной акционер и кредитор машзавода, еще летом прошлого года сразу довел до правительства области. Срочное снятие внешнего управления и возвращение к участию во всех тендерах на поставку продукции. Развитие внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами. Подготовка документов по включению предприятия в госпрограмму поддержки промышленности.

До 2020 года как минимум удвоение докризисного уровня выпуска продукции на основе модернизации и расширения производственных мощностей. И многое другое, в том числе меры социальной поддержки работников предприятия, сохранения и развития лучших корпоративных традиций. Мы даже разработали проект развития части заводской и ближайшей городской территории, как инновационного парка на основе государственно-частного партнерства.

И мы от этого не отказываемся, надеемся, что новый состав областного правительства рассмотрит эти планы более детально, так как это находится в русле заявлений власти по скорейшему выводу Вятки из числа депрессивных и глубоко дотационных территорий.

Напомню, что с первого июля прошлого года завод начал работать, в том числе пошла сборка кранов. Хотя это было нелегко при постоянном оспаривании наших действий со стороны одного из кредиторов – местного отделения Сбербанка, который к тому же не шел на наши условия по выкупу долга машзавода, хотя ВТБ банк их принял.

Акционеры Машзавода «1 Мая»: «Давайте мыслить принципиально и компетентно»

– А что довело машзавод до кризиса?

– Совокупность внешних и внутренних факторов, которые сошлись в одном месте и в одно время. В таких условиях рушатся даже государства, как, например, СССР, что уж говорить про отдельный завод.

– А можно немного расшифровать эту мысль на примере машзавода?

– Конечно. Но пока только упрощенно, схематично. А начну с того, что сегодня те, кто нацелен развалить завод во всем пытаются обвинить гендиректора Сергея Голофаева. Это для них удобная позиция, с которой, например, Александр Чурин выглядит, как гуру промышленности Вятки. Но это не так.

Последние 7-8 лет до банкротства КМЗ работал по нарастающей и достиг максимальных результатов за все время своего существования в постсоветский период. В 2011-2012 годы он получал звание «Лучшее предприятие по экспорту железнодорожной продукции» в системе Минпромторга РФ! Все было блестяще и в производственных, и в социальных показателях.

Но… грянул кризис, пошли скачки волатильности валют, санкции и прочее. И менеджмент завода забуксовал. На ключевых экономических, управленческих и коммерческих позициях оказались люди с устоявшимися привычками, низкими профессиональными навыками и не желающие меняться. В производственном процессе по старинке надеялись на АО «РЖД», которое «все равно всё купит», и выпускали технику впрок – на банковские кредиты. На зарубежных направлениях та же проблема в силу слабого маркетинга, руководство которого в лучшем случае использовало аутсорсинг, например, передачу прав КАМАЗу.

И здесь, как по поговорке: пришла беда – открывай ворота! На заводе действовали люди, которые сознательно повели предприятие к банкротству. Присутствовали схемы по выводу финансов, подлогу документов, вплоть до подделки подписи руководителя Сергея Голофаева. С некоторыми из этих фактов правоохранители уже начали работать, дойдут и до других эпизодов.

Что от такой работы имел машзавод? Копейки. И нарастающие долги перед кредиторами. Когда забили в колокола и побежали по разным высоким кабинетам, сразу же «возбудились» внешние факторы: многие захотели погреть руки на проблемах первомайцев. Завод, который оперировал миллиардами рублей, под банкротство подвела фирма «Рога и копыта», которой предприятие задолжало чуть больше миллиона рублей. Пошли на мировую, ударили по рукам, чтобы не мешать принимать и выполнять заказы. Но это не устроило местное отделение Сбербанка!

Ни для кого в руководстве области не секрет, что уже тогда директор ОАО «Завод «Сельмаш» Александр Чурин начал консультации и предлагал план, по которому намеревался завести КМЗ в конкурсное производство, то есть вывести активы на другое юрлицо либо распродать их. У него в этом деле большая практика в отношении «Сельмаша».

Но помешал бывший губернатор области Белых, который тоже имел свои виды на машзавод. А ему, в свою очередь, помешала компания «АС Пром», на которую, кстати, вышел именно Сергей Голофаев. Всех подробностей раскрывать не буду, но скажу, что пекся он не о своей «шкуре», как  многие заявляют, а о сохранении производства.

Единственного в своем роде для России производства в машиностроительном бизнесе, в котором новый основной собственник разбирается во всех тонкостях, имеет обширные связи, как в России, так и за рубежом.

Акционеры Машзавода «1 Мая»: «Давайте мыслить принципиально и компетентно»

– Кстати, после долгих лет банкротного состояния «Сельмаш» сегодня успешно работает, выполняет гособоронзаказ. Так что же плохого в его предложении относительно КМЗ?

– Вот это и есть основное заблуждение и общества, и некоторых членов кировского правительства. Не хотел глубоко затрагивать «Сельмаш», но раз вы ставите его в пример…

Этот завод, как вы знаете, был госпредприятием. И прежний менеджмент в начале нулевых годов нового столетия его также загнал в тупик (по тупости или сознательно – теперь уже не важно). Надо ли было в связи с этим по сути отбирать предприятие у собственника, в данном случае – у государства, и выводить активы на другое юрлицо? Нет, не обязательно.

Если Александр Чурин, как говорят, эффективный менеджер, то что мешало возродить «Сельмаш» в прежней юрисдикции еще в 2005 году, когда он пришел на этот завод? Но он в 2007 году создал новое предприятие со старым названием – ОАО «Завод «Сельмаш», который на старых площадях и прежнем оборудовании смог заработать только в 2009 году, когда удалось получить… госзаказ! То есть новое-старое предприятие выскочило из кризиса не за счет эффективного менеджмента, а за счет государства.

Дальше – больше. До 2014 года формально государство оставалось учредителем нового юрлица, а потом «Сельмашем» завладела частная клиника «Виталия». А деньги по госзаказу как шли, так и идут. Но вся схема работы некогда мощного госпредприятия разбита на разные коммерческие структуры. А главное то, что люди – собственники не вкладываю деньги в развитие производства, выполняющего государственный заказ.

Киров – город маленький, и всем хорошо известно, что сегодня происходит на «Сельмаше». Да, работа есть, план выполнишь – 30000 получишь. И говорят, премьер российского правительства Дмитрий Медведев пообещал, что гособоронзаказ будет до 2025 года. Но условия труда ужасные. Оборудование очень старое, работает плохо, качество дает низкое. Мужики каждую деталь дорабатывают напильниками, которые тоже в таком состоянии, что ими и заусеницы после металлообработки снять проблематично. Матерятся, да дерут. Труд в основном ручной, как в войну на заводах, которые наскоро перепрофилировали под выпуск снарядов. Контрольная оснастка еще советского периода. В цехах грязь. Если кто на условия труда жалуется – знаете где выход…

Словом, это не подход настоящего собственника к реальному производству. Исчезни гособоронзаказ, то есть деньги государства, и на «Сельмаше» опять начнутся увольнения. Действует принцип – здесь и сейчас, а завтра хоть трава не расти. И при этом руководство «Сельмаша» с легкостью тратит почти 200 миллионов на покупку проблемного кредита у Сбербанка. Это как-то укладывается в программу перспективного экономического развития Вятки?

Таких примеров, к сожалению, много по разным российским регионам. В частности, только с 2009 по 2015 год исчезли более 50 предприятий тяжелого машиностроения. Это данные из аналитики Минпромторга РФ, где сейчас разрабатывают специальную программу развития тяжелого машиностроения страны. И «АС Пром» при участии партнеров из других федеральных структур намерен включить в эту программу разработку и производство новых ж/д кранов.

Акционеры Машзавода «1 Мая»: «Давайте мыслить принципиально и компетентно»

– То есть путь «Сельмаша» не годится для машзавода?

– Да, в отношении КМЗ такой подход не сработает.

Во-первых, и это главное – у завода есть собственники! И это не государство, с которым себя отождествляют некоторые местные чиновники, как это было в свое время с «Сельмашем».

Во-вторых, гильзы тачать дело важное, но это не ноу-хау «Сельмаша», не обладает он патентами на эти разработки, как нет у него столетней истории, сложившейся культуры и прочего. А у КМЗ продукция из разряда сложного тяжелого машиностроения, и именно ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» является обладателем ряда патентов на разные виды работ и машинные узлы, без которых просто не возможен выпуск той или иной техники или производство особо сложных работ на стальных магистралях. Патентами владеют все акционеры завода. И без их единогласного решения нет и не может быть никакого нового правообладателя. А кроме того, есть еще и обладатели авторских прав – ученые, в том числе московские, конструктора, руководители предприятия прежних лет и т.д.

И в-третьих, с первых дней своего присутствия на КМЗ основной собственник начал прорабатывать программу глубокой модернизации предприятия и согласовывать ее детали со многими партнерами. Так, например, на техперевооружение производства при поддержке Минпромторга РФ и Внешэкономбанка предполагается затратить порядка 1 миллиарда рублей. Это позволит в кратчайшие сроки создать конкурентоспособный кран КЖ-1473, который ждут не только в РЖД, но и на рынках азиатских стран и стран Ближнего Востока. Будут реализованы важные проекты в области импортозамещения и освоения новых технологий. Предстоит строительство нового цеха для изготовления стрел и сборки кранов новой модификации.

В итоге при таком государственно-частном подходе по линии КМЗ-РЖД-Минпромторг государство на техперевооружении всего ж/д хозяйства в ближайшие 10-12 лет сможет сэкономить десятки миллиардов рублей. И об этом в РЖД и Минпромторге знают. Уверен, что это находится и в русле развития экономики Кировской области.

– Компания «АС Пром» приобрела акции предприятия, когда главой региона был Никита Белых. Какие договоренности были с предыдущим руководством региона? Как сейчас идет взаимодействие с новой командой?

– Мы взаимодействовали (хорошо или плохо – другой вопрос) с членами правительства Никиты Белых, взаимодействуем и с членами новой команды врио губернатора Игоря Васильева. Если честно, никакой разницы пока не видим – все очень не просто было и тогда, и сейчас. Новые люди в руководстве Кировской области, мы тоже здесь новые люди. Требуется какое-то время для притирки, понимания того, что мы делаем общее дело.

Из нас пытаются создать образ каких-то пришлых людей, которым на Вятку наплевать. Так вот, как говорится в известной поговорке: поскреби любого русского и увидишь в нем татарина. И это в данном случае не шутка. Вятка – родина предков и моих, и господина Патракова. Мои папа и мама, например, родом из Лебяжского района. Есть там на речке Байса две деревушки – Кокорево и Соль-Грязь…

Акционеры Машзавода «1 Мая»: «Давайте мыслить принципиально и компетентно»

– А каким образом на данном этапе банкротства предприятию могут помочь власти региона?

– Мы понимаем, что новые члены областного правительства и лично губернатор не заинтересованы в затягивании проблем машзавода, когда страдают сотни работников и членов их семей, да и в целом экономика края. Более того, в руководстве Минпромторга РФ, ряда госпредприятий – основных заказчиков машзавода тоже считают, что вопрос перезрел и мешает плановому обновлению парка ж/д техники России, а также выполнению зарубежных контрактов.

Но в то же время мы считаем, что наскоком дело тоже не решить. Поэтому всегда просим региональных чиновников любой вопрос рассмотреть не просто принципиально, но и компетентно, взвешенно, с учетом разных сторон – собственников, трудового коллектива и т.д., включая кредиторов. Но не ставить телегу впереди лошади, то есть руководствоваться исключительно интересами местных кредиторов и иных любителей половить рыбу в мутной воде.

– На какой стадии сегодня конфликт между «АС Пром» и «Сельмашем»? Какие пути решения вы видите для выхода из этой ситуации и возможно ли конструктивное сотрудничество с конкурентами?

– Конфликта между «АС Пром» и «Сельмашем» нет. Есть интересы собственников и кредиторов. Поведение одного из кредиторов – ОАО «Сельмаш» предлагает не только лишить собственников ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» активов, но и уничтожит целую отрасль народного хозяйства России, так как другого такого машзавода в стране нет.

Так что никакого конструктивного сотрудничества с подобными деятелями у нас нет и быть не может. Они не понимают куда пришли и что творят, а главное, что за это придется отвечать.

– Каковы сегодня экономические показатели предприятия? Насколько загружены мощности? Какова задержка зарплаты? Будут ли еще сокращения и т. п.?

– Данный вопрос сегодня лучше было бы задать внешнему управляющему машзавода господину Татаринову и исполнительному директору Чурину. Задайте. Нам тоже, как акционерам и кредиторам, интересно будет послушать их публичные заявления.
Но, на сколько нам известно, показатели нулевые по всем статьям. Цеха сдают в аренду другим фирмам, которые мы в свое время и близко на завод не допускали из-за их долгов перед машзаводом, и чтобы не оставлять своих работников без дела, ведь эти арендаторы тащат сюда своих специалистов. Людей под предлогом структурных изменений сокращают.
Все это делается для того, чтобы доказать, что прежний план внешнего управления по выходу завода из кризиса реализовать не возможно, и единственный выход – конкурсное производство, то есть пустить завод с молотка. Естественно, мы этого не допустим.

Более того, временщики – внешние управляющие и кредиторы рано или поздно на заводе исчезнут. И собственники зайдут не с пустыми руками, а наработанным портфелем заказов. Он был сформирован и на 2017 год в объеме более полутора миллиардов рублей, но реализовать не представилось возможным. Тем не менее сегодня есть уверенность, что в течение 3-4 месяцев выйдем на полную загрузку производственных мощностей.

В это не простое время «АС Пром» работает по многим вопросам на перспективу. Тесно сотрудничаем с различными структурами РЖД, ведем переговоры с рядом зарубежных партнеров. Не буду раскрывать всех тонкостей, скажу лишь, что есть предложения по открытию наших филиалов – заводов крупноузловой сборки ж/д техники в странах Азии и Африки, в том числе по линии Минпромторга РФ.

Я уже говорил, что буквально на днях мы получили письмо Минпромторга России по поводу обсуждения Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года, где большой раздел посвящен краностроению. Вот о чем надо думать и во властных кабинетах, и на заводе!

– Сегодня государство уделяет особое внимание обороноспособности страны. Как по-вашему, «Машзавод 1 Мая» может вписаться в эту госполитику и стать участником госконтрактов? Ведутся ли какие-либо движения в этом направлении?

– Завод давно вписан в эту политику. Минобороны закупает и ж/д краны, и автокраны, разработанные специально для этих целей в Кирове. Заказы обязательно будут и впредь.

– Какие по-вашему есть перспективы у предприятия? Что с ним будет к осени, и повлияет ли это на ход выборов в 2017-м и 2018-м году? Возможно ли повторение ситуации с Пикалево, и как этого избежать?

– Мы верим в лучшее и прикладываем для этого все усилия. Развалить такое производство – преступление! И если завтра Россия останется без ж/д кранов, конкурентоспособных путевых машин и прочей ж/д техники, то за это обязательно кто-то ответит. И прежде всего спросят с региональных властей. Вот вам и ответ про выборы.

Но главное – это люди, рабочие и специалисты, навыки которых формировались здесь десятилетиями, передавались из поколения в поколение. Потому так много на заводе трудовых династий. И обо всем этом сегодня печется председатель профкома Галина Николаевна Суворова, на которую господа Татаринов, Чурин и главбух Корчемкина оказывают беспрецедентное давление, формируют под угрозой увольнения некую фронду, чтобы снять Галину Николаевну с руководства профсоюзной организацией, не смотря на то, что она – член ЦК профсоюза машиностроителей РФ. Думаю, работники завода разберутся, кто им в нынешней ситуации настоящий друг.

Второго Пикалево, конечно, не допустят, всех где-то пристроят, заводов в Кирове много… Но это крайняя ситуация.

Могу сказать от лица основного собственника, что ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» мы сохраним. Коллективу стоит еще немного потерпеть. Ждать осталось не долго.

– Спасибо за откровенность. Информируйте нас обо всех событиях на заводе.

– Вам спасибо за интерес к предприятию. Мы открыты для работы с любыми конструктивными структурами Кирова и области. В друзья не напрашиваемся, но и от дружбы не отказываемся.
 
На правах рекламы

Яндекс.Метрика