Воскресенье, 25 февраля, 2024
Интервью

Сергей Голофаев: «Судьбу ОАО “Кировский машзавод 1 Мая” будут решать акционеры!»

В конце декабря 2016 года на ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» прошло очередное собрание кредиторов. Сегодня это собрание совместно с внешним управляющим может во многом определять, какие шаги будут направлены либо на скорейшую нормализацию работы предприятия, либо на его дальнейшее бессмысленное пребывание в хаосе банкротства.

Что же ждет заводской коллектив в ближайшем будущем? Какова роль и позиция в этот непростой период у собственников – акционеров ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»? На эти и другие вопросы отвечает председатель совета директоров ОАО «Кировский машзавод 1 Мая», депутат Кировской городской думы от партии «Единая Россия» С. В. Голофаев:

– В конце прошлого года ряд СМИ с подачи заинтересованных кредиторов сообщили, что 23 декабря на собрании кредиторов предприятия участники проголосовали за включение в план внешнего управления возможности замещения активов завода, создав на его базе новое АО. Но при этом не указали, что голосование не было единогласным. А потому впереди – суд, который обязан следовать букве закона, а значит, в первую очередь учитывать мнение собственников – акционеров завода.

Действительно, решения кредиторов сегодня, когда на заводе продолжается процедура банкротства, имеют важное значение, но… не определяющее. Здесь необходимо учитывать законность всех процедур внешнего управляющего, а главное, это все же позиция собственников – акционеров завода. Они имеют законное право определять его будущее, так как наряду с очень узким кругом ТОП-менеджмента в полной мере понимают его значение и специфику, которые формировались десятилетиями. Одни кредиторы не в состоянии разобрать существующие «завалы» либо придумать что-то новое для замещения данного уникального производства. Более того, некоторые из них сознательно искажают действительность, скрывают всю серьезность положения на предприятии и последствия той деструктивной деятельности, которую они ведут на протяжении нескольких последних месяцев.

Поясню более подробно, так как в итоге можем пострадать не только мы – большой коллектив рабочих и инженеров завода, – экономика Кировской области, но и престиж и конкурентоспособность России на международном рынке машиностроения.

Весной 2016 года ООО «АС Пром» стал основным акционером ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» (сегодня у компании 52% акций) и выкупил у банка ВТБ самый крупный долг предприятия – более 200 млн рублей.

Все мы стремились к тому, чтобы уже до конца 2016 года легендарная кировская «Машинка» работала вне кризиса и без участия внешнего управления. Был разработан реальный план поэтапной загрузки производственных мощностей. Для этого имелись заказы и на 2016, и на 2017 годы, в том числе по международным проектам. Более того, к осени мы представили новым руководителям областного правительства план развития и модернизации предприятия до 2020 года.

Словом, в 2017 году завод мог бы вполне выйти на докризисный уровень экономики, когда он перечислял в бюджеты разных уровней более 500 миллионов рублей и участвовал в различных региональных социальных проектах. А кроме того, на основе глубокой модернизации производства мы смогли бы включить инновационные процессы и сделать реальностью такое понятие, как «импортозамещение» по целому ряду позиций – деталей, узлов и механизмов, которые сейчас завод закупает в странах Евросоюза, и главное – по выпуску широкой линейки кранов и другой ж.-д. техники, которую наши госпредприятия и крупные холдинги пока вынуждены приобретать в Германии или Австрии.

Мне, да и всем знающим людям, просто смешно было слышать, как в декабре представитель одного из наших кредиторов – ОАО «Завод «Сельмаш» – г-н Чурин пытался рассказать кировчанам о том, как он собирается выводить «Машинку» из кризиса, загружать какими-то «гражданскими» заказами, как он упорно формирует пакет заказов на первый квартал 2017 года и т.д. Маслобойки, доилки, сепараторы? Это следствие полного непонимания специфики предприятия и его реального места в экономике края и страны. И это он заявляет в то время, когда простаивают мощности «Сельмаша». С каким же менеджментом и маркетингом он собирался заходить на ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»?

Впрочем, всем более или менее грамотным людям понятно, что за словами и делами данного кредитора ничего не стоит, кроме сиюминутных финансовых интересов. И вот почему.

Для ООО «АС Пром», как это ни показалось бы странным, камнем преткновения для исправления ситуации на заводе стали отношения с Кировским отделением ОАО «Сбербанк России» – еще одним кредитором предприятия на тот момент, представители которого блокировали любую деятельность и отказывались принимать любые наши официальные условия по выкупу заводского долга, в том числе те, которые вполне удовлетворили ВТБ-банк.

А в начале ноября вдруг выяснилось, что Сбербанк нашел понимание с местным предпринимателем – директором ОАО «Завод «Сельмаш» А.А. Чуриным, который выкупил долг завода в объеме 195 млн рублей. При этом, заметьте, заплатил с дисконтом, который ему предоставил Сбербанк – акционерное общество с госучастием! То есть Сбербанк просто так дарит кредитору – перекупщику чужого долга – более трех десятков миллионов рублей! Впрочем, в этих и других действиях указанных лиц много странностей. А специально или по незнанию – не имеет значения.

Сейчас в отношении Кировского отделения Сбербанка и лично его руководителя К.Г. Подвального адвокаты ООО «АС Пром» направили заявления в СК и Прокуратуру Кировской области, межрегиональное представительство Финмониторинга и службу собственной безопасности ПАО «Сбербанк России» с требованием проверить чистоту сделки и источник ее финансирования, а также обоснованность отказа «АС Прому» со стороны кировских банкиров в досрочном погашении заводского долга летом-осенью 2016 года. Надеемся, что отдельно будет сформирована госкомиссия, которая проверит ОАО «Завод «Сельмаш» на предмет целевого использования федеральных бюджетных средств по гособоронзаказу, а также сам план выполнения данного заказа, проблемы предприятия по выплате заработной платы, налоговым отчислениям и прочее.

Тем не менее все это можно было бы списать на коммерческие интересы разных сторон, если бы не одно «но», а именно: судьба ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» – единственного на сегодняшний день разработчика и производителя дизель-электрических и гидравлических кранов на железнодорожном ходу грузоподъемностью от 16 до 150 т на территории РФ, стран СНГ и Балтии, а также одного из крупнейших мировых производителей путевых машин для строительства, ремонта и текущего содержания магистральных железных дорог и подъездных путей промышленных предприятий.

Дело в том, что директор ОАО «Завод «Сельмаш» – одного из основных кредиторов ОАО «Кировский машзавод 1 Мая», озвучил и в правительстве региона, и на предприятии еще одну свою идею: запустить любыми способами завод в конкурсное производство, то есть при пособничестве внешнего управляющего обесценить, вывести, продать всё – землю, цехи, оборудование и т.д., лишить почти тысячу сотрудников завода работы. Но не просто так, а создать под это дело новое юрлицо!

Можно ли в принципе на тех же площадях, с тем же технологическим и рабочим потенциалом запустить новое производство ж.-д. кранов и прочей железнодорожной техники в рамках деятельности нового юридического лица, как в этом уверяет всех кредитор? Нет.

Во-первых, пока идет конкурсное производство (сколько лет?), ни о каком выпуске профильной продукции не может быть и речи.

Во-вторых, любое новое юрлицо, по самым скромным подсчетам, не менее трех лет будет нарабатывать необходимые лицензии, сертификаты и прочие не только важные, но и обязательные в таком деле документы.

И это не считая интеллектуального потенциала, который легко растерять, но неимоверно трудно объединить, если новое производство не наследует функций и обязательств предыдущего. Ну не будут конструкторы «Машинки» чертить новые доильные аппараты или сепараторы!

Заинтересованы ли в таком исходе дел все те структуры, которые нуждаются в данной технике – РЖД, Минобороны, практически все госкорпорации, имеющие свою ж.-д. инфраструктуру? Ответ очевиден: нет!

В выигрыше окажутся исключительно конкуренты ОАО «Кировский машзавод 1 Мая», которые находятся в Германии, Австрии и Китае. Исчезни такой завод Россия лишится еще одной важной составляющей на международном рынке.

И еще один небольшой, но важный штрих. Практически до 2007 года немцы были монополистами по производству ж.-д. кранов высокой грузоподъемности и никак не ожидали, что русские в сжатые сроки сделают то, что в Германии развивали несколько десятков лет, практически с послевоенной поры с помощью Советского Союза. Сегодня новые кировские ж.-д. краны грузоподъемностью 80-150 тонн не уступают немецким, а по ценовой политике легко вытесняют их с рынка, что, собственно, и доказали переговоры с Кубой, Ираном и другими партнерами. Кроме того, завод начал выпуск специальных мощных автокранов для ВМФ Минобороны России в кооперации с машиностроителями Беларуси в рамках сотрудничества стран ЕврАзЭС.

Далее. Правительство России и руководство ОАО «РЖД» работают над программой ускоренной модернизации ж.-д. техники и развития стальных магистралей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Европе с колеей 1520.

И встает вопрос: Россия уходит с этого рынка или она продолжает входить в число развитых стран, которые только и могут производить железнодорожную технику – США, Германия, Китай, частично Австрия, Франция, Италия?

Да, сегодня в РФ есть ряд предприятий, которые так или иначе изготавливают некоторые модификации путевых машин – ВПРС. Более 15 лет над этим вопросом работали и два завода в Калуге, до последнего времени входившие в структуру ОАО «РЖД». Тем не менее, новое руководство этого АО было вынуждено признать, что затея провалилась, а его отраслевой институт – ПКБИ (проектно-конструкторское бюро инфраструктуры), созданный в 2015 году из нескольких отраслевых бюро под руководством опытного и всеми уважаемого специалиста В.Б. Воробьева прямо заявил: чтобы достичь нужного результата, надо строить новые машины на базе кировских ВПРС, они более качественные и надежные, проверены не на одной сотне машин. О каком результате думают специалисты? Догнать и перегнать Америку! А точнее, выйти на новые технологии. Ведь пока наша лучшая машина подбивает и выправляет 1000 шпал в час, а американский комплекс из двух машин – 4000.

Этого не способны сделать никакие новообразованные структуры!

Поэтому мы всеми законными способами не допустим на ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» процедуры конкурсного производства, вывода активов, а попросту уничтожения одной из отраслей российского хозяйства. Ложь – не наш метод, оставим это на совести конкурентов.

Я знаю, какую не простую работу сегодня проводят реальные собственники – акционеры предприятия, чтобы остановить этот процесс. Уверен, что в ближайшее время данный вопрос будет в повестке дня ряда депутатов Государственной думы, членов Совета Федерации и руководителей подразделений Министерства промышленности и торговли РФ.

Сергей Голофаев: «Судьбу ОАО "Кировский машзавод 1 Мая" будут решать акционеры!»

На фото: С.В. Голофаев и ветераны завода

на правах рекламы.

Яндекс.Метрика