Пятница, 29 марта, 2024
ВластьНовости

Как сделать работающим самоуправление

Кировскую область посетила делегация совета муниципальных образований Пермского края. Цель визита: обменяться опытом по решению вопросов самоуправления. Во время встречи обе стороны подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве.

smo1 Как сделать работающим самоуправление

Кировскую область посетила делегация совета муниципальных образований Пермского края. Цель визита: обменяться опытом по решению вопросов самоуправления. Во время встречи обе стороны подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве.

– Практика общения такого уровня очень полезна. Власть сконцентрирована на вопросах транспорта, дорог, благоустройства и других не менее серьезных проблемах, которые связаны с местным самоуправлением, – подчеркнул губернатор области Никита Белых.

Недавно кировская делегация с целью обмена опытом посетила Пермский край, Мордовию, Чувашию, Пензу. Нашему региону есть что показать и чем поделиться.

Кировская область уже третий год реализует пилотные проекты среди муниципальных образований, которые позволяют учесть все формы инициатив.

Развитие муниципальной власти является базой идеологической работы – это не пустые декларации, а реальные дела. Наша главная задача – сделать работу прозрачной.

С этой целью в 2006 году создалась Ассоциация самоуправления муниципальных образований (АСМО), которая стала активным участником реформ в этой сфере, доложил собравшимся председатель ассоциации Владимир Хомяков.

Сегодня в 43 сельских округах создана нормативно-правовая база, разработаны уставы самоуправления, концепция развития муниципалитетов.

Проблем в сфере самоуправления достаточно много: число муниципалитетов за последние пять лет значительно сократилось, наблюдается высокая миграция из сел и деревень, низкая бюджетная доходность поселений. Городские поселения находятся в наилучшем положении перед сельскими: их бюджеты составляют 70 процентов доходов. Четверть муниципалитетов имеет низкий экономический потенциал. В 48 населенных пунктах проживает менее одной тысячи населения. В муниципалитетах наблюдается кадровый голод квалифицированных специалистов.

Взаимодействие с властью

– Систему самоуправления необходимо совершенствовать путем преобразований, – подчеркнул Хомяков. – Область за последние годы делает немало в этом направлении. Перед нами ставятся следующие задачи: укрепление доходной части, в том числе и за счет средств самообложения граждан, совершенствование организации местного самоуправления, повышение профессионального уровня муниципальных чиновников через программы кадрового обучения, использования современных технологий муниципального управления и другие.  

Для увеличения доходной части бюджета в 2007 году областным постановлением установлен единый норматив отчислений. Если в 2008 году доход составлял 722 млн рублей, то в 2012-м за счет налогообложения планируется пополнить его до 1млрд. 630 млн рублей.

Кроме того, область применяет стимулирующие инструменты, такие, как ежегодная оценка эффективности внутренней деятельности органов местного самоуправления, схемы повышения кадрового потенциала. Так, в рамках областных целевых программ на 2012 – 2013 годы планируется обучить 990 человек.
Большое внимание уделяется стимулированию через грантовые конкурсы, которые проводятся практически в каждом департаменте. Так, к примеру, в этом году будут подведены итоги грантового конкурса по развитию туризма. (Кстати, опытом с муниципалитетами в прошлом году делился как раз Пермский край). Через такие механизмы поддержки выделялись денежные средства участникам конкурса по ремонту и строительству объектов, по созданию типовых мест для дошкольников и на другие проекты.

Губернатор области поставил задачу систематизировать все формы грантового поощрения, так как общая информация может быть наиболее насыщенна.

– Закон о взаимодействии с органами государственной власти работает и приносит свои плоды, – отметил председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Кировской области Михаил Лихачев. – Сегодня наша организация является активным участником реформы местного самоуправления и работает в полном взаимодействии с правительством области и Законодательным собранием. Результат: распределение средств муниципалитетам происходит после согласования с ассоциацией.

Губернатор отметил, что совет муниципальных образований охватывает все городские и сельские поселения и выстраивает результативную работу с предприятиями и организациями. Пример цепочки таких взаимоотношений – города Киров и Кирово-Чепецк. Так, администрация г. Кирово-Чепецка и завод минеральных удобрений совместно ремонтируют дороги, строят детские сады и решают другие возникающие проблемы.

Одно из отличий Кировской области – монотерритории, на которых завязана группа предприятий. Пристального внимания правительства области требуют Вятскополянский завод «Молот» и Яранский спиртоводочный завод. От судьбы этих градообразующих предприятий зависит и социальная устойчивость самих муниципалитетов.

Кроме того, в отличие от Пермского края, где существует несколько точек роста, в Кировской области она одна. Это рациональный «треугольник» Киров – Кирово-Чепецк – Слободской, где проживает половина населения всего региона. Он притягивает к себе все формы активности, поэтому область вынуждена использовать каркасный уровень распределения бюджетных средств. Главное, отметил губернатор, чтобы они не стекались в этот треугольник, а равномерно распределялись по всей области.
Проблемы области еще и в том, что по количеству дорог и плотности населения она занимает последнее место в европейской части России, поскольку территория наиболее растянута по сравнению с другими регионами.

Решение проблем сообща

В Пермском крае, отметил министр территориального развития краевого правительства Дмитрий Самойлов, похожие проблемы: низкая плотность населения, недостаточное финансовое обеспечение, слабый экономический потенциал, дефицит квалифицированных кадров и молодых муниципальных служащих. Поэтому теме повышения эффективности местного самоуправления также уделяется самое пристальное внимание.

-У нас с вами общая позиция, – подчеркнул он. – Только опираясь на органы местного самоуправления, мы сможем эффективно строить субъект Российской Федерации. – Потому инструменты решения проблем могут быть схожими. А именно: через совершенствование территориальной организации местного самоуправления, повышение профессионального уровня муниципальных чиновников по программе кадрового обучения, использования современных технологий муниципального управления и других.

Обе стороны пришли к общему мнению: необходимо принять собственные программы социального развития муниципальных образований, проработать вопрос передачи государственных полномочий на уровень муниципалитетов, что сегодня очень слабо практикуется.

Плодотворным итогом дружественной встречи стало подписание соглашения о сотрудничестве Ассоциации Кировской области и Совета муниципальных образований Пермского края.

– Сегодня исторический день, – отметил председатель Совета муниципальных образований Пермского края Александр Кузнецов, – потому как подписание соглашения – важный момент. В соглашении отражены основные направления взаимодействия органов местного самоуправления регионов, которые помогут решать схожие проблемы в системе и сообща выносить их на государственный уровень.

Обе стороны пришли к общему выводу: позиция местного самоуправления должна быть доступной, прозрачной для народа и донесена до руководителей государства.

Яндекс.Метрика