Суббота, 27 апреля, 2024
НовостиОбщество

Борьба за каждый километр

Лишь 21% дорог Кировской области соответствует нормативным требованиям. Об этом недавно сообщил глава областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Альберт Запольских.

AAAAZAPOL Борьба за каждый километр

Лишь 21% дорог
Кировской области соответствует
нормативным требованиям. Об этом недавно
сообщил глава областного департамента
дорожного хозяйства и транспорта Альберт
Запольских. При этом за последние четыре
года значительно уменьшился процент
автодорог, пребывающих в ненормативном
состоянии. Тем не менее регион до сих
пор страдает от хронического
недофинансирования дорожной отрасли.

Сеть автомобильных
дорог Кировской области в 2013 году
составляет 14534 километра. В это число
входят 374 км федеральной трассы, 2998 км
дорог регионального или межмуниципального
значения, находящихся в областной
собственности, и более 11 тыс. км дорог
местного значения, которые являются
собственностью муниципальных образований
и муниципальных районов. Кроме того, в
регионе есть более 8,5 тыс. км уличной
дорожной сети, расположенной на
территориях населенных пунктов и
являющейся также собственностью
муниципалитетов.

Сеть автомобильных
дорог регионального значения, за которые
отвечает департамент дорожного хозяйства,
сегодня состоит из 79% дорог с асфальтобетонным
покрытием, 14% дорог с щебеночным покрытием
и 7% дорог с железобетонной колеей или
грунтовых. Кроме того, в эту сеть входят
145 мостов (124 железобетонных, 20 металлических
и 1 наплавной) общей протяженностью
около 11 тысяч погонных метров и 2500
водопропускных труб (в основном
железобетонных) общей протяженностью
до 46 тысяч погонных метров.

– Мы ведем
постоянную работу по увеличению дорожной
сети нашей области, – заявил Альберт
Запольских. – В августе нынешнего года
подрядчик сдал нам с опережением на три
месяца очередной участок Альмеж –
Скрябино автодороги Киров – Котлас –
Архангельск. Наша дорожная сеть
увеличилась на 14,5 километра.

Трассу сдал
– трассу принял

Региональное
правительство и, в частности, департамент
дорожного хозяйства продолжают работу,
направленную на то, чтобы автотрассы,
являющиеся сегодня дорогами регионального
значения и находящиеся в областной
собственности, но по сути имеющие
федеральное значение, передать в
федеральную собственность. В первую
очередь это касается 414 км участка трассы
Кострома – Киров – Пермь, проходящего
по территории Кировской области. По
словам Альберта Запольских, в настоящее
время эта работа, проводимая совместно
с представителями Костромской области
и Пермского края, вошла в завершающую
стадию. Пакет необходимых правоустанавливающих
документов и документов, обеспечивающих
социально-экономическое обоснование
передачи дороги в федеральную
собственность, практически готов. В том
случае, если передача состоится, Кировская
область станет экономить на ремонте и
содержании упомянутого участка до 500
млн. рублей ежегодно. Эти деньги можно
перенаправить на другие проблемные
участки региональной сети.

Тернистый
путь к норме

Если продолжать
разговор о финансировании дорожной
отрасли, то нужно брать в расчет период
с 1 января 2010 года по настоящее время,
так как именно в 2010-м часть автодорог
была передана в муниципальную
собственность. За этот период финансирование
отрасли увеличилось почти в четыре
раза: на дороги было направлено 6 млрд.
861 млн. рублей. Это позволило отремонтировать
более 500 км дорог и возобновить
строительство новых участков. Однако
даже эта немалая сумма пока не позволяет
региону выйти на нормативное финансирование
дорожной деятельности.

– В настоящее
время лишь 21% дорог области соответствует
нормативным требованиям, – сообщил
Альберт Запольских. – Хотя без ложной
скромности можно сказать, что за последние
четыре года уменьшился процент автодорог,
пребывающих в ненормативном состоянии.
Это же можно сказать и об искусственных
сооружениях – мостах и водопропускных
трубах. Сегодня лишь 23 из 145 мостов и 5
процентов труб находятся в
неудовлетворительном (но не в аварийном!)
состоянии, то есть требуют текущего
ремонта.

Постоянное
недофинансирование неблагоприятно
сказывается и на обустройстве автодорог.
Это касается барьерных ограждений,
автобусных павильонов, дорожных знаков
и знаков маршрутного ориентирования.
Для того чтобы привести в нормальное
состояние все элементы дорожного
благоустройства, требуется до 800 млн.
рублей. К сожалению, эту проблему сегодня
приходится решать по остаточному
принципу, так как основные средства
направляются на ремонт и содержание
дорожного полотна, а также на решение
вопросов безопасности дорожного
движения.

Равнение на
места

Говоря о
состоянии дорог в Кировской области,
нельзя обойти вниманием и состояние
дорог местного значения, поскольку их
протяженность имеет наибольшее значение.
По состоянию на 1 января 2013 года лишь
15% этих дорог соответствуют нормативным
требованиям.

– На 1 января
2010 года, когда мы передавали эти дороги
в муниципальную собственность, этот
показатель составлял 8,6%, – напомнил
глава департамента дорожного хозяйства.
– Так что и здесь мы имеем положительные
сдвиги, хотя и не такими темпами, какими
хотелось бы.

Финансирование
дорог местного значения сегодня
осуществляется в основном за счет
областного бюджета. Начиная с того же
2010 года, когда сформировалась сеть дорог
местного значения, из регионального
бюджета (а с 2012-го – из регионального
дорожного фонда) в местные бюджеты было
передано более 4 млрд. рублей. Это
позволило не только содержать автодороги
и уличные дорожные сети в населенных
пунктах, но и отремонтировать почти 190
км дорог. Кроме того, последние два года
выделялись субсидии, направляемые на
ремонт дворовых территорий и проездов
к ним. За упомянутый период было
отремонтировано почти 445 тыс. кв. м этих
территорий.

В области есть
также субсидия на строительство автодорог
в сельской местности. Она является
постоянной и составляет 5% от общего
объема регионального дорожного фонда.
В 2012 году было построено и введено в
эксплуатацию лишь 5 км таких дорог, а в
2013-м запланирован уже 21 км.

Спасение от
«пучины»

Что касается
мероприятий, направленных на сохранение
автодорог, то в региональном дорожном
комитете (балансодержателе всех автодорог
регионального значения) для этого
создана служба весового контроля.
Благодаря ей в области серьезно снизился
поток транспортных средств, идущих со
значительными перегрузами. В осеннюю
распутицу и весной, когда дорожное
покрытие наиболее ослаблено из-за
оттаивания, автодороги не могут работать
в полную проектную силу. Поэтому
ограничение весовых параметров и строгий
контроль за их соблюдением позволяют
значительно уменьшить разрушение
дорожного полотна. В частности, как
показывает статистика, стали намного
реже происходить случаи «пучинообразования»,
приводящего дорогу в непроезжее состояние
и требующего значительных затрат на ее
восстановление.

Огромное
значение для сохранности автодорог
имеет контроль над качеством всех
дорожных работ. Для этого в дорожном
комитете работают специально созданные
службы – в первую очередь, лаборатория,
сертифицированная в Федеральном дорожном
агентстве и способная проводить весь
спектр контрольных мероприятий, связанных
с производством дорожных работ и
используемыми при этом материалами. В
случаях выявления низкого качества
работ и материалов дорожный комитет
направляет требования подрядным
организациям о безвозмездном устранении
недостатков. Претензионная работа в
настоящее время довольно обширна,
однако, по словам Альберта Запольских,
большинство провинившихся подрядных
организаций беспрекословно выполняют
требования, предъявляемые дорожным
комитетом. Хотя бывают и случаи доведения
дела до суда. Главное то, что ни один
дефект, возникший по вине подрядчика,
не был устранен за счет бюджетных
средств.

Деньги против
опасности

Состояние
автодорог является важным фактором в
обеспечении безопасности дорожного
движения и снижении аварийности на
дорогах. Если взять в качестве базовых
показатели 2004 года (именно к нему
привязана федеральная и региональная
статистика), то в Кировской области за
последние годы произошло серьезное
снижение количества ДТП со смертельным
исходом и тяжким вредом для здоровья
потерпевших.

– К сожалению,
в 2013 году федеральная программа
безопасности дорожного движения
практически не работала, и финансирование
из федерального бюджета к нам не
поступало, – заявил Альберт Запольских.
– Но недавно правительство РФ утвердило
эту программу до 2020 года и определило
ее финансирование (примерно 32 млрд.
рублей). Я думаю, что Кировская область
получит часть этих денег, так как заявки
мы уже направили. А в нынешнем году
упомянутая программа финансировалась
только из областного и муниципальных
бюджетов. На целевые мероприятия
программы, связанные с безопасностью
дорожного движения, мы потратили в общей
сложности до 150 млн. рублей.

Яндекс.Метрика