Надзор за чистотой рек усилен
По результатам проверки департаментом экологии и природопользования и прокуратурой информации по загрязнению реки Пятерихи в городе Слободском возбуждено два административных дела.
По результатам проверки департаментом экологии и природопользования и прокуратурой информации по загрязнению реки Пятерихи в городе Слободском возбуждено два административных дела.
Три кита
Это далеко не единственный случай выявления нарушений, потому как сегодня чистота рек и озер на особом контроле всех надзорных служб. Напомним, что два года назад после ЧП с нефтяным пятном, обнаруженным на реке Вятке, губернатор области дал указание ужесточить контроль за подобными случаями.
– Несомненно, этот инцидент послужил сигналом тому, что необходимо усилить работу по защите природоохранных зон, – говорит заместитель главы департамента экологии и природопользования Андрей Чемоданов. – На территории области много рек, в прибрежных зонах которых стоят промышленные и сельскохозяйственные предприятия и создают определенную угрозу загрязнения водоемам области. В настоящее время разработана региональная программа мониторинга водных зон, которым занимается Кировский областной водоохранный центр. Он проводит сбор и обработку проб воды и воздуха в местах деятельности промышленных предприятий. Если подтверждаются серьезные нарушения норм, информация направляется или в Роспотребнадзор, или в Росприроднадзор, или в департамент экологии и природопользования. На особом контроле центра территория города Кирово-Чепецка, где пробы воды исследуются круглосуточно.
В департаменте надзорную деятельность осуществляет управление государственного экологического надзора. В целом она стоит на трех китах: выявление нарушений, их пресечение и наказание виновных.
Совместно с прокуратурой
– В последние годы значительно изменилась система государственного надзора, – продолжает Андрей Чемоданов. – В департаменте существует определенный регламент, в соответствии с которым проводятся проверки водных объектов, воздуха и так далее.
Во-первых, плановые проверки. Их график составляется на год и утверждается прокуратурой РФ. Во-вторых, внеплановые, которые проводятся только при разрешении прокуратуры. Кроме того, мы имеем право оперативно реагировать при получении информации о правонарушении по отдельным статьям КоАПа, а также возбуждать административное дело в рамках своего расследования. Однако, этот механизм сопряжен с определенными трудностями.
Госинспектор, получив информацию, направляет ее нарушителю. Конечно, если земля принадлежит муниципалитету, то мы просто выезжаем на место, где зафиксирован факт нарушения, и проводим отбор проб вод. Если замечено авто нарушителя, обращаемся в ГИБДД, и выявить его уже трудностей не составляет.
Однако, если же, к примеру, территория с несанкционированной свалкой принадлежит юридическому или коммерческому лицу, индивидуальному предпринимателю, то здесь начинаются проблемы, связанные с нарушением с нашей стороны законодательства о собственности. Во-первых, по закону у нас должно быть два понятых, но где их найти и как получить у людей согласие быть ими? Кроме того, на месте должен быть собственник или его уполномоченный. В противном случае все наши действия напрасны, так как закон на стороне собственников, а мы, внедрившись в частные владения, ущемляем его права и интересы.
Именно поэтому мы сегодня вплотную работаем с прокуратурой, так как у правоохранительных органов намного больше полномочий. Сотрудничая с ними, мы можем оперативно реагировать на нарушения. Информацию мы направляем в прокуратуру и проводим совместную проверку. В рамках прокурорского надзора применяем методы воздействия.
Помощники
Второй – общественные инспекторы. Такие стражи экологического порядка с этого года работают впервые. Кто эти люди? Неравнодушные добровольцы, которые помогают выявлять нарушения. Но это «особенные» волонтеры, обученные на спецсеминарах, организованные департаментом экологии и природопользования. К примеру, они уже знают, что делать в случае выявленного нарушения и как грамотно оформлять докладную записку. Сегодня таких инспекторов в области около 20 человек, но мы планируем расширить их количество. Однако не каждый желающий может стать инспектором, их состав утверждается на Общественном совете при департаменте экологии и природопользования. Судя по результатам, их помощь существенна.
Третий действенный фактор – сообщения от населения. В последнее время в департамент поступает много обращений от граждан по несанкционированным свалкам и загрязнению воды. Поступившую информацию мы проверяем и сообщаем в органы территориального управления. Бывает, конечно, что администрация не всегда реагирует на наши требования и, к примеру, не ликвидирует несанкционированные свалки. В этом случае административное дело передается в суд. Как показывают последние два года, такая практика – более действенна, чем штрафные санкции. Так как собственнику иногда легче заплатить штраф, чем устранить нарушение.
По мнению Андрея Чемоданова, механизм совместного действия департамента с прокуратурой намного действеннее, так как нацелен на результат.
Общественные инспекторы за работой
КСТАТИ