Суббота, 20 апреля, 2024
НовостиОбщество

Не последняя электричка

На днях РЖД сообщило об остановке движения целого ряда пригородных поездов. Причина одна – финансовое состояние пригородных компаний, принадлежащих монополиям и регионам.

gel1 Не последняя электричка

На днях РЖД сообщило об остановке движения целого ряда пригородных поездов. Причина одна – финансовое состояние пригородных компаний, принадлежащих монополиям и регионам. На середину года только 18 из 83 регионов полностью компенсировали убытки пригородных компаний. В их числе и Кировская область.

С конца августа будут отменены 30 маршрутов в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Карелии, 50 маршрутов в Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, а также Пензенской и Саратовской областях, еще 6 – в Курганской области. Отмену электричек планируют и в северных регионах Центральной России – Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Ивановской областях. Проблемы могут появиться и в Республике Коми, предупреждает монополия. А причина в том, что многие регионы отказываются субсидировать пригородные компании.

Кировская область – без долгов

Как сообщают федеральные СМИ, на середину текущего года только пятая часть регионов полностью компенсировала убытки пригородных компаний.

– Кировская область полностью обеспечивает перевозчиков компенсацией потерь в доходах от регулирования тарифов и предоставляет льготы на проезд отдельным категориям граждан, – говорит глава департамента дорожного хозяйства и транспорта Альберт Запольских. – Так, в прошлом году из областного бюджета в полном объеме компенсированы потери в доходах пригородным пассажирским компаниям 116,6 млн. рублей, в том числе в связи с предоставлением льготы по тарифам на проезд 24,6 млн. рублей.

По его словам, также в областном бюджете на трехлетний период предусмотрены расходы на возмещение доходов от регулирования тарифов – 147,6 млн. рублей, на льготы – более 30 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета – 23,2 млн. рублей).
Кроме того, департамент дорожного хозяйства и транспорта заключил с Волго-Вятской пригородной пассажирской компанией, ОАО «Содружество» и Северной пригородной пассажирской компанией договоры на транспортное обслуживание и на предоставление льготного проезда отдельным категориям граждан. До конца года по территории области определено расписание пригородных поездов.

О том, что может быть сокращение пригородных электричек на территории области, пока речи не идет. Наоборот, для удобства кировчан в летний период и предпраздничные дни были введены дополнительные поезда и увеличена составность вагонов.
 
Отдадут регионам?

Тем не менее, отмечают в департаменте, субсидировать пригородные перевозки становится все сложнее. Как свидетельствует российская статистика, за последние семь лет их число уменьшилось на 20 процентов. Этот вид транспорта для перевозчиков становится все более убыточным, вот они и стараются сократить расходы. Была надежда на поддержку из региональных бюджетов, но далеко не все могут потянуть такие траты. Сейчас власти пытаются выйти из этой непростой ситуации. Минэкономразвития уже подготовило концепцию развития пригородных перевозок по железной дороге и направило ее в правительство.

Министерство предлагает разработать и принять федеральный закон о регулярном пассажирском железнодорожном транспортном сообщении и закрепить в нем источники субсидий на пригород из федерального бюджета.

Предлагается и еще один вариант: получить гарантии регионов под льготный кредит для закупки вагонов. Но здесь многое зависит от руководителей территорий, ведь субъекты федерации почти везде являются учредителями пригородных компаний. Можно также взять составы на баланс региона и сдать компании в безвозмездное пользование. В России есть практика и частных пригородных компаний. Они берут в аренду у РЖД подвижной состав и регионы готовы их поддержать, а с учетом льготной инфраструктуры, за которую платит федеральный бюджет, получают прибыль на основном направлении.

Правда, пригородной компании с региональным участием в таком случае достаются невыгодные маршруты. Но и здесь все зависит от позиции региона. Обсуждается и вариант передать вагоны сразу на баланс пригородным компаниям. Однако и здесь все не так просто.

Сейчас электрички сдаются в аренду ниже себестоимости, говорят эксперты ГЖД, при аренде возникает только НДС в 18 процентов. Но как только будет передано имущество на баланс пригородной компании, вагоны будут обходиться на 30-40 процентов дороже, поскольку придется платить налог на имущество и за амортизацию. К тому же парк изношен на 60 процентов, и компаниям самим придется покупать новые поезда. И станет их нагрузкой. Один состав стоит 250 миллионов рублей.
Кроме того, планируется предусмотреть в концепции развития пригородного сообщения четкие правила по федеральным льготникам и студентам. А именно: Минфин предлагает убрать федеральную составляющую, то есть все ляжет на регионы. На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что в 2013 году субсидии будут выданы в последний раз.

– Я думаю, что премьер-министр дает министерству задание проработать вопрос о возможности прекращения субсидирования, – комментирует Альберт Запольских. – Когда железная дорога перешла на новый принцип работы, то выпадающие доходы пригородных компаний, которые предъявляют субъектам, возросли в разы. Сейчас мы платим им около 150 млн. в год, а вначале они просили с нас 750 млн. руб. Тогда и появилась эта схема, когда аренда инфраструктуры для пригородных компаний субсидируется из федерального бюджета.

По его словам, если с 2014 года отменить федеральное субсидирование регионов, то придем к тому же, с чего и начали, а этого область не допустит. Она будет искать варианты сохранения пригородных перевозок.

Яндекс.Метрика