Суббота, 24 февраля, 2024
НовостиОбщество

Учить по-новому в обновленных школах

В 2012 году в Кировской области было отремонтировано 20 общеобразовательных учреждений, в 2013-м – еще 22. Сейчас ремонтно-строительные работы ведутся еще на шести объектах.

bil Учить по-новому в обновленных школах

В 2012
году в Кировской области было
отремонтировано 20 общеобразовательных
учреждений, в 2013-м – еще 22. Сейчас
ремонтно-строительные работы ведутся
еще на шести объектах.

Программа
модернизации системы образования
Кировской области была запущена в июне
2011 года и стала логичным продолжением
приоритетного нацпроекта «Образование».
За три года действия программы в отрасль
было привлечено более 1,3 млрд. рублей
из федерального бюджета. Софинансирование
из областного бюджета составило 194,33
млн. рублей, из местных бюджетов – 61,7
млн. рублей. За счет этих денег удалось
отремонтировать и подключить к сети
«Интернет» несколько десятков школ и
лицеев, повысить зарплату педагогическим
работникам и дать сельским школьникам
возможность обучаться дистанционно.

– Нацпроект
был призван выявить и поддержать лидеров,
а программа модернизации системы
образования направлена на массовую
поддержку школ, создание единого
образовательного пространства путем
выравнивания условий обучения, – сказал
на заседании регионального правительства
глава департамента образования Кировской
области Анатолий Чурин. – В 2014 году
программа продолжится, но только за
счет средств областного и местных
бюджетов.

Образование
и здоровье взаимосвязаны

В рамках
программы перед всеми регионами страны
поставлена задача завершить модернизацию
инфраструктуры системы общего образования,
то есть создать во всех школах достойные
условия обучения, соответствующие
федеральным государственным образовательным
стандартам.

Основная
часть расходов пришлась на развитие
материально-технической базы школ. Так,
в прошлом году отремонтировано 20 зданий
и объектов общеобразовательных
учреждений, в 2013 году строительные
работы проводятся на 28 объектах. 22 из
них уже сданы в эксплуатацию, остальные
будут отремонтированы к концу года. В
рамках проекта многие школы получили
новое оборудование для кабинетов химии,
биологии, информатики и других предметов.
Всего было приобретено более 500 комплектов
учебно-лабораторного и 448 комплектов
компьютерного оборудования. Кроме того,
за счет бюджетных средств купили свыше
44 тысяч единиц спортивного оборудования
и инвентаря для школьных спортзалов,
121 комплект оборудования для столовых
и 117 – для медицинских кабинетов.

– В
восемь школ поставлено оборудование
для проведения государственной и
итоговой аттестации обучающихся.
Школьные библиотеки пополнили более
миллиона единиц учебной литературы.
Для подвоза детей в базовые школы области
закуплено 82 транспортных средства.
Кроме того, общеобразовательным
учреждениям обеспечен доступ к необходимым
в процессе обучения ресурсам сети
«Интернет», – сообщил Анатолий Чурин.
– В целом развитие материально-технической
базы школ позволяет не только улучшить
условия обучения, но и способствовать
сохранению и укреплению здоровья
учащихся.

К
примеру, в школах, где спортзалы были
оснащены новым оборудованием, открылось
множество спортивных секций. Как
следствие, в 2013 году число ребят, принявших
участие в школьных этапах всероссийских
спортивных соревнований, увеличилось
на 31% по сравнению с 2011 годом.

Образование
должно быть доступным

В текущем
учебном году федеральные государственные
образовательные стандарты осваивают
учащиеся 1-3 классов всех образовательных
учреждений и четвероклассники, обучающиеся
в государственных школах (32,2% от числа
всех школьников области). Все они получили
бесплатные учебники, участвующие в
программе учителя прошли курсы повышения
квалификации для работы в соответствии
с новыми стандартами.

В связи
с сокращением числа жителей сельских
населенных пунктов закрываются местные
малокомплектные школы. По имеющимся
данным, с 2010 года количество сельских
школ сократилось на 6,7%, учителей – на
12,2%. Главная цель применения таких
радикальных мер – повышение эффективности
расходования бюджетных средств. Однако
это не значит, что местные ребята лишаются
возможности получить качественное
среднее образование.

– Предоставление
возможности получить образование детям
из отдаленных населенных пунктов, где
нет школы или учителя по какому-либо
предмету, – одна из приоритетных задач
региональной системы образования. И
программа ускорила реализацию данной
задачи. Во-первых, теперь все подобные
школы оснащены школьными автобусами.
Во-вторых, в области стало активно
внедряться дистанционное обучение, –
сказал Анатолий Михайлович.

Напомним,
проект «Дистанционное обучение сельских
школьников» стартовал еще в прошлом
году. Сейчас в нем участвуют уже 40 школ
из 18 районов области, более 500 детей
могут «посещать» интернет-занятия
кировских педагогов, психологов и
социальных работников.

Особое
внимание уделяется обеспечению
доступности качественного образования
для детей-инвалидов, не имеющих медицинских
противопоказаний. В настоящий момент
в областном центре дистанционного
образования детей учатся 215 детей-инвалидов
из 26 муниципальных образований. Для
центра было приобретено все необходимое
оборудование, планшетные компьютеры и
веб-камеры для проведения интернет-семинаров.
Кроме того, с 1 сентября нынешнего года
детям-инвалидам оказывается бесплатная
дистанционная логопедическая помощь.

Непростая
ситуация

По
словам Анатолия Чурина, к наиболее
значимым результатам проекта также
следует отнести существенное повышение
заработной платы учителей. С начала
реализации проекта фонды оплаты труда
педагогических работников общеобразовательных
учреждений увеличились на 84%. Среднемесячная
зарплата выросла с 8828 рублей в начале
2011 года до 17588 рублей в сентябре 2013 года
(рост на 99,2%). До конца года зарплату
педагогических работников планируется
довести до уровня средней по экономике
области – 18600 рублей. Средства на это
уже выделены.

– Повышение
зарплаты педагогов способствует
омоложению педагогического корпуса,
повышению престижа профессии учителя.
Только за три последних года в сферу
образования пришло более 500 педагогов,
и с каждым годом желающих работать в
школе все больше, – подчеркнул Анатолий
Михайлович.

В
настоящее время в вузах области по
педагогическим специальностям обучаются
150 студентов, заключивших договор с
департаментом образования о том, что
по окончании учебы они придут на работу
в школы (около 75% – в сельской местности).

В целом
наш регион уже выполнил все обязательства
на текущий год, обозначенные в соглашении
с Министерством образования и науки.
Единственное и временное исключение,
как писалось выше, – повышение заработной
платы педагогам. Однако власть и
общественность беспокоит другое: с 2014
года развитие региональной системы
образования будет осуществляться только
за счет областного и местных бюджетов.
При этом в ближайшие три года объем
средств на развитие материально-технической
базы школ значительно сократится, а с
2018 года на данные цели пока вообще не
запланировано финансирование из
областного бюджета. Каков будет выход
из этой ситуации, пока не ясно.

– Основным
документом, определяющим будущее школ
региона, станет региональная государственная
программа развития образования на
2014-2020 годы. Согласно ей, с 2018 года областное
финансирование не предусмотрено ни на
строительство новых школ, ни на проведение
капитальных ремонтов, ни на оснащение
школ оборудованием, ни на приобретение
школьных автобусов, – отметил Анатолий
Чурин. – Материальная база образовательных
учреждений стареет с каждым годом, а
это значит, что в конце концов некоторые
школы не смогут обеспечить безопасные
условия обучения и сохранение здоровья
учеников. Эта ситуация нас очень
беспокоит, потому что к 2020 году все школы
обязаны перейти на новые федеральные
государственные образовательные
стандарты, предусматривающие современные
условия обучения. Запланированные
федеральными властями показатели должны
быть выполнены.

Яндекс.Метрика