Пятница, 26 апреля, 2024
НовостиОбщество

Крещение: окунаться не обязательно

10 вопросов о святой воде

kreshenie 1 Крещение: окунаться не обязательно

10 вопросов о святой воде

На сайте вятского храма в честь Феодоровской иконы Божией
матери отец Александр Балыбердин разместил «10 вопросов о Крещенской святой
воде» со ссылкой на сайт Правмир.ru. Думаем, ответы на эти вопросы будут
интересны и нашим чистателям.

1.
Как возник чин Великого водоосвящения?

Изначально вода освящалась для совершения Таинства
Крещения. Уже святой Ириней Лионский называет воду для Крещения святой, а
Тертуллиан  говорит о том, что вода
освящается призыванием имени Божьего. Святитель Василий Великий  вообще говорит об освящении воды как о
древнейшем устном Предании Церкви.

Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется
именно на крещальном водоосвящении. Возникает он V–VI веке на христианском
Востоке.

Символически и по своим благодатным свойствам
богоявленское освящение воды подобно водоосвящению при Крещении. Кстати, и
называется крещальная вода так же, как и крещенская: Великая агиасма.

2.
Сколько раз должна освящаться вода в праздник Крещения Господня?

Вопрос не так странен, как кажется. Известно, что
Великое водоосвящение совершается дважды — после вечерни в крещенский Сочельник
и после литургии самого праздника. А вообще в истории Церкви по этому поводу
велась когда-то обширная полемика.

Так, например, Патриарх Никон требовал под страхом
проклятия, чтобы воду освящали только единожды — в Навечерие Крещения. Свое
утверждение он основывал на том, что Спаситель крестился только один раз. Между
прочим, это странное требование, вкупе с несоизмеримым наказанием за отказ его
исполнять, стало одним из обвинений против Никона на Московском соборе 1667
года, когда Патриарх был низложен.

3. Обязаны ли верующие купаться в водоемах с
крещенской водой?

«Еще более странный вопрос. Кто же может к этому
обязать?» — подумает кто-нибудь из читателей, и будет не прав.

Многие благочестивые христиане цитируют следующий
текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет
отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой
[других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо
отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и
честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть
еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», — как будто эти слова принадлежат
святителю Афанасию Великому и содержатся в послании к Эпиктету.

На самом деле, такого абзаца в данном тексте нет —
это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого
фольклорную традицию. Купание — не более, чем благочестивый обычай.

4. Что говорят святые о святой воде?

Может быть, святые вовсе не учили о святой воде?
Может быть, почитание Агиасмы — не более чем традиция, никак не освященная
церковным авторитетом?

Спешим успокоить наших читателей — о чудесных
свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит
явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но,
почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается
неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что
почерпнутым из источников», — учит антиохийский святитель.

Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский,
сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в в Кане
Галилейской.

Преподобный Серафим Вырицкий рекомендовал своим
чадам лечить недуги, принимая по ложке крещенской воды раз в час.

И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам,
должна являться утешением для тех, кто не может причаститься.

5. Для чего нельзя использовать святую воду?

Тут все просто: нельзя грешить. Категорически
недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих
языческих и оккультных обрядов! Кстати, популярные в народе омовения изначально
совершались именно теми, кто таким образом стремился омыться от греха
чародейства, который, увы, многие совершали в Святки…

Нельзя поддерживать связанные со святой водой
суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, о
том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и
наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестер, пришедших за водой в
храм.

Разумеется, не следует относиться к крещенской воде
без благоговения. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась,
выливать ее следует в непопираемое место.

6. «Капля море освящает», или нужна пятилитровая
канистра?

Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди
приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не
с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди,
раздражение друг на друга…

Между тем, крещенская вода в таком огромном
количестве не нужна. Выше уже говорилось, что агиасму в некоторых случаях
употребляют как утешение не имеющие возможности причаститься (например,
находящиеся под епитимьей или те, кто не могут дойти до храма и позвать домой
священника). Так вот, именно образ таинства Евхаристии может пояснить и это
чудесное качество крещенской воды.

Подобно тому, как во всей Чаше пребывает весь
Христос, и для Причащения Ему достаточно одной капли вина и одной крошки хлеба,
под видом которых нам подаются Его Кровь и Тело, в одной капле крещенской воды
содержится вся благодать явившего Господа Иордана.

Существует благочестивая традиция «правильного»
разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские
песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу.
После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя
Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

7. Почему и где святая вода освящается?

А вот этот вопрос и впрямь забавный, но ответить на
него стоит.

С тем, что святая вода довольно редко портится, не
рискуют спорить даже многие атеисты. Тогда в ход идут псевдонаучные
рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра,
якобы благодаря освящению воды серебряными крестами.

Предположение не выдерживает никакой критики: вода
освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе
не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его
благодати.

А вот в водопроводных кранах вода святой не
становится, «потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви
и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых.
Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царем Иродом.
Так что не поленитесь дойти до ближайшего храма, чтобы взять святой воды», —
так пояснил протоиерей Максим Козлов на пресс-конференции о Крещении.

8. Освящают ли воду в инославных церквах?

Традиция освящения крещенской воды существует почти
во всех христианских сообществах. Упомянем о некоторых из них.

В Римо-Католической церкви воду не «освящают», а
«благословляют». Причем благословение воды совершается не только в Богоявление,
но и в другие праздники: на Пасху, день памяти св. Агаты и т. д. В праздник
Богоявления вместе с водой произносится благословение на мел и ладан.

В Эфиопской церкви Великое водоосвящение совершается
вечером, перед закатом. Верующие пляшут, погружение в воду креста
сопровождается стрельбой, а на закате все сходят в воду и купаются, слушая
молитвы священника.

9. Живая вода?

«Днесь вод освящается естество», — поет Церковь на
Великом водоосвящении, и тем самым утверждает эсхатологический характер
праздника. Да, в праздник Богоявления мы вступаем в жизнь будущего века, в
которой преображена вся тварь, все стихии.

Когда не нуждающийся ни в каком очищении Христос
вошел в струи Иорданские, «исполняя всякую правду», Он тем самым очистил Самим
Собой всю водную стихию, дающую жизнь человеку.

Царствие Божие приходит в силе, и поврежденная
грехом природа, «Владыку зря крещаема», обретает чудесные свойства.

 

10. Вы придете в праздник Крещения в храм?

Яндекс.Метрика