Пятница, 26 апреля, 2024
Статьи

Какой английский язык преподают в школах России

Знание иностранных языков это полезный ресурс для любого индивидуума. Оно предоставляет возможность пользоваться литературой без перевода, общаться с друзьями по всему миру, свободу трудоустройства. Но возможно ли, пройдя курс в российских условиях, научиться востребованным навыкам (читать, писать, понимать на слух и говорить)? Какой уровень английского дает школа, попробуем разобраться.

Немного из истории изучения английского языка в России

Система образования в этой сфере прошла несколько этапов. А сам процесс шел медленно и растянулся почти на три столетия.

Во времена царской России

До эпохи Петра I найти полиглота на Руси было очень сложно. Что объяснялось предубеждениями. Считалось, что получивший такие знания человек может принять чуждую веру, а то и вовсе сбежит из страны, в поисках лучшей жизни. Если требовался переводчик, их выбирали из среды иммигрантов.

Петровские реформы сдвинули дело с мертвой точки. Первопроходцем стал современник царя пастор Глюк, который открыл первую в государстве гимназию, где сначала преподавали голландский, а позднее – другие европейские наречия.

Тем временем между Британией и Российской империей углублялись торговые, промышленные и культурные связи. Дальнейшее их развитие потребовало хорошего языкознания.

Необходимый уровень был доступен дворянству. Знать имела возможность нанимать иностранцев, которые становились учителями для их детей.

Отпрыски с самого детства впитывали незнакомый диалект и за несколько лет узнавали его даже лучше, чем русский.

Какой английский язык преподают в школах России

Учебная литература появилась позднее. Начальную грамматику под авторством Пермского выпустили только в 1766 году, она считается адаптацией с неизвестного зарубежного оригинала. После этого выходили и другие издания, наибольшую популярность завоевали пособие Жданова, руководство Кряжева, английски-российский словарь Паренаго. В то время это были лучшие учебники по английскому для школы.

Однако вплоть до второй половины XIX века предпочтение отдавалось французскому. При императоре Александре I морально устаревший подход пересмотрели и создали схему из четырех ступеней (низшие из них – приходские и уездные училища). Языковые основы преподавались в гимназиях и университетах. Ученики занимались дословным переводом, учили теорию.

И только к концу столетия отказались от простого зазубривания. Вместо этого, перед студентами ставили задачи сначала научиться разговаривать по-английски, а уже потом читать и писать. Принятые нормы просуществовали до революции.

Советский период

Новая эпоха привела к упадку лингвистики. Причиной этого послужил «железный занавес», что значило невозможность большинства граждан побывать за рубежом. Это, в свою очередь, сделало бесполезным преподавание таких предметов.

Положение стало меняться с 1940 года, когда в образовательную программу был включен немецкий. Изучение английского в СССР (приобрел статус основного только с 70 гг.) состояло из следующих элементов:

  • мощная теоретическая база с научной терминологией;
  • заучивание наизусть адаптированных текстов (как правило, на тематику марксизма-ленинизма) с буквальным пониманием смысла слов;
  • упор на письмо и чтение;
  • массовость и однообразие обучающих материалов, среди которых изредка, но все-таки появлялись ценные авторские работы;
  • минимум учебного времени (в среднем 2 часа в неделю).

Была попытка отказа от такой политики в 1961 году. Планировали создать до 700 спецшкол, издать новые учебники, организовать обучение, начиная с детских садов. Но глобальных изменений добиться не смогли.

Однако стране требовались переводчики. Несколько учебных заведений готовили таких специалистов, причем на профессиональном уровне. Это МГИМО, институт имени М. Тореза и другие (всего 11). Они компенсировали недостатки школьного английского. Однако вход туда был открыт в основном детям партийной элиты.

Разумеется, подобный подход не способствовал популярности языкознания. Окончившая школу молодежь получала лишь самые элементарные представления по этой дисциплине. Не говоря уже о понимании чужой речи, даже чтение зарубежной классики оставалось недоступной мечтой.

Преподавание английского сейчас

После распада СССР в российском образовании произошло много реформ. Но официально принятая система лингвистики не претерпела существенных корректировок.

Зато появились альтернативы. Помимо стандартных программ, возникли экспресс-методики, помогающие быстро освоить материал. Набирали известность авторские программы (метод Тичера, Илоны Давыдовой и т. д.). Из-за рубежа хлынул поток иностранной литературы на любой вкус: от художественных книг до специализированных журналов.

С развитием интернета онлайн-платформы предоставили дополнительные возможности, о которых прежде можно было только мечтать: обучение у англоговорящих преподавателей высочайшей квалификации стало доступно любому желающему, и непосредственное общение с жителями англоязычных стран.

Получило распространение новое направление: школа с углубленным изучением английского. Это позволило учащимся в короткие сроки поднимать свой уровень с нуля и преодолевать языковой барьер.

Британский или американский вариант преподается в России

Если учеба проходит в государственном лицее, гимназии, то выбирать не приходится. Потому что язык Великобритании является общепризнанным стандартом. Современное образование опирается именно на него. Добавим, что после освоения данной вариации, будет непривычно знакомиться с североамериканской моделью.

Ведь между диалектами, на которых говорят американцы и англичане, есть разница. Заметны отличия в произношении и написании некоторых слов (например, цвет – color и colour соответственно), ударений в двухсложных выражениях. Есть понятия, которые обозначаются разными терминами (подгузник – diaper и nappy). Кроме того, в США большее развитие получила система фразовых глаголов.

Какой английский язык преподают в школах России

Недостатки преподавания в общеобразовательных школах

В наши дни, как и прежде используется схема, опирающаяся на типовые материалы. Она мало отличается от советского подхода и сохранила его классические ошибки. Поэтому неважно, какой английский изучают в школе. На результате это не отразится.

Здесь отсутствует несколько важных направлений, позволяющих реально овладеть этим предметом:

  • постановка правильного произношения (многие учителя сами плохо владеют навыком);
  • восприятие на слух;
  • смысловое понимание предложений.

Хотя надо заметить, что эти задачи трудно уместить в школьных уроках: как и раньше, на них отводится минимальное время.

Обучение в частных школах английского

В частных школах английского языка https://thefrog.ru представлены широкий выбор форматов обучения для разных уровней заний, возрастов и специфики изучения. В эпоху интернета ученику даже не нужно выходить из дома. Регулярное общение с преподавателем, выполнение домашних заданий – все это возможно делать онлайн. Главный критерий здесь — не то, по каким учебникам учат английский в школе, а опыт и профессионализм.

Основные плюсы:

  • индивидуальная подготовка;
  • погружение в языковую среду;
  • тестирование в соответствии с международными стандартами;
  • курсы адаптируются под любой возраст;
  • подбор репетитора, разной квалификации, вплоть до носителя.

Студент получает массу бонусов. Сюда относится, к примеру, языковая летняя практика за рубежом, что позволяет найти друзей в других странах.

Благодаря такому живому общению, учащийся может очень быстро наработать нужные навыки, успешно справиться с ошибками, сомнениями и заговорить.

Какой английский язык преподают в школах России

Заключение

Достаточно назвать одну цифру, чтобы понять актуальность изучения английского языка в школе: в мире около 1 млрд человек говорит на нем. Это второе место после китайского мандарина. В России количество знатоков оценивается в 11% (примерно 15,9 миллионов). Как видно, число невелико, здесь есть к чему стремиться. И дальнейшее развитие образования способно решить проблему.

Конкуренция в данной сфере высокая, что дает возможность выбора. Помимо стандартного школьного курса, можно заниматься самостоятельно (для этого пригодятся бесплатные интернет-ресурсы). Однако результат может оказаться недостаточным: удается освоить только чтение, пополнить словарный запас и достичь элементарного восприятия на слух.

Если же поставлены более важные цели – свободная речь и полное понимание собеседника, просмотр иностранных фильмов и любимых передач без перевода, здесь нужен более серьезный подход. До такого уровня помогут подняться частные учебные заведения. Они предлагают занятия в разных форматах (индивидуальная программа, чаты с иностранцами и т. п.) и предоставляют опытных учителей. Разнообразные методики позволяют преодолеть недостатки изучения английского языка в школе.

Яндекс.Метрика